?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее



31  исполняется 40 дней со дня смерти Георгия Чистякова.
На сайте Новой Газеты опубликована заметка Ольги talipha Шутовой его памяти. 
Я, грешный, принимал участие в подготовке этого материала.
Но редакция НГ зачем-то переставила абзацы.
Это должно было выглядеть примерно так:


Сегодня состоится встреча…

«Сегодня в Москве состоится прощание со священником Георгием Чистяковым.» Так больно, невыносимо душно и невозможно для тех, кто любил его, была озаглавлена одна из новостей «Новой газеты».

Он умер в пятницу,  22 июня -  в самый скорбный, самый светлый день. В скорбный день для нашего отечества, но и в скорбный день для каждого христианина – в пятницу, когда вспоминаются Крестные муки Иисуса Христа. Именно в пятницу отец Гергий    всегда совершал литургию в храме святых Космы и Дамиана в Столешниковом, даже тогда, когда алтарникам приходилось стоять у него за спиной, чтобы он, если будет падать, не расшиб себе голову. Но это и  светлый день,  самый длинный световой день в году. Потому видимо, образ отца Георгия связался теперь для нас с этим днём, что пока он горел, другим было тепло и светло. А некоторым даже горячо, слишком горячо.

Преподобномученица мать Мария (Скобцова)  - монахиня, замученная в нацистском концлагере - как-то сказала: «Или христианство – огонь, или его нет». В этом нет никакого  привкуса романтики, как может показаться. Вот слова Христа, записанные в Евангелии: «Огонь пришел низвести Я на землю, и как хочу Я, чтобы он уже возгорелся».  Этим Огнём, Огнём Духа горел Георгий Чистяков – это было очевидно  всем, кто его слышал, кто видел, как он служит литургию, кто наблюдал его работу с неизлечимо больными детьми.

Последняя публикация отца Георгия в «Новой газете» была связана именно со смертью, смертью Анны Политковской… «Блаженны алчущие и жаждущие правды», - говорит Иисус в Евангелии. Именно к числу таких людей принадлежала Анна Политковская.»  Так начиналась эта заметка.

Но к числу таких людей принадлежал и отец Георгий. Каждый из них говорил правду о том, что знал. Для каждого это было смертельно опасно. Он говорил правду о Боге. Это очень трудно – говорить правду. Всегда трудно. Но есть люди, которые не умеют лгать. Ложь страшна, когда речь идет о вещах видимых. Но она много страшнее, когда речь идет о Боге. Отец Георгий много лет проработал с умирающими детьми в Республиканской детской клинической больнице. И вот, что он пишет в своей статье «Нисхождение во ад»:

«Легко верить в Бога, когда идёшь летом через поле. Сияет солнце, и цветы благоухают, и воздух дрожит, напоенный их ароматом. "И в небесах я вижу Бога" - как у Лермонтова. А тут? Бог? Где он? Если Он благ, всеведущ и всемогущ, то почему молчит? Если же Он так наказывает их за их грехи или за грехи их пап и мам, как считают многие, то Он уж никак не "долготерпелив и многомилостив", тогда Он безжалостен. <...> Может быть, не думать об этом, а просто утешать? Давать тем, кому совсем плохо, этот "опиум для народа", и им все-таки хотя бы не так, но будет легче. Утешать, успокаивать, жалеть. Но опиум не лечит, а лишь на время усыпляет, снимает боль на три или четыре часа, а потом его нужно давать снова и снова. И вообще страшно говорить неправду - особенно о Боге. Не могу.»

Вот так, для него самого неведомо, перекликнулись две его строчки, разделенные по времени написания более, чем десятилетием. И это - свидетельство о его жизни.

Никто так не утешал как он, одним лишь взглядом. Как свечка от свечки зажигалась. И когда, проходя мимо тебя, он брал тебя за плечо, ты никогда не знал, потому ли это, что он тебя утешил, или потому что его опять «качнуло» и он просто на тебя оперся.

За его неимоверный труд ему не дали ни одной награды, он остался простым иереем. Но когда на отпевании кто-то не знавший случайно назвал его протоиереем (более высокий сан), стало даже обидно. Где вы найдете в Священном Писании слово - протоиерей? Вы найдете только слово – иерей. В этом подлинность таких людей. Но увидеть это и научится от них – сложно.

Отец Георгий всегда говорил, ссылаясь на опыт своего духовного наставника митрополита Антония Сурожского  (впрочем, он никогда не говорил того, что не было и его личным опытом)  что христианство – это личная встреча с Богом. И только тогда, только при этом условии становится возможной встреча между людьми – несхожими, думающими по разному.

В 2001 году в «Новой газете» появилась публикация, которая называлась: «Есть ли истина в чужой вине?» и в ней прозвучали такие слова отца Георгия:

«Скажем так, в вере мусульманина присутствует истина. Мне было лет пять, когда друг моего отца, фронтовик, верующий мусульманин, пришел к нам домой, и моя бабушка вышла к нему навстречу, протянув ему обе руки со словами: «Мы по-разному верим в одного Бога». И тогда этот массивный человек, мне он казался гигантом, взял руки моей бабушки, уронил в них голову – и заплакал. Это была встреча не только двух людей, но двух традиций, двух путей к одному Богу.»

Но как, как встретить такого Бога, не пройдя ад войны, не пройдя, как Анна Политковская, Северный Кавказ, не будучи Сахаровым, Лихачёвым, Старовойтовой, Александром Менем, Аверинцевым, Раушенбахом (всё это его старшие друзья, перед которыми он благоговел)? Трудно, безумно трудно. Но отец Георгий никогда не избавлял человека от труда. Он соглашался быть только проводником, как Вергилий в «Божественной комедии» Данте, докторская диссертация по которому, написанная им, так и осталась незащищенной («Я подумал, что я -  карьерист?!» )

Почему христиане так почитают сороковой день со дня смерти?  На сороковой день душа окончательно покидает этот наш мир и уходит к Богу. Но некоторые люди, люди особенного духовного пути,  и после своей смерти продолжают участвовать в нашей жизни. Принимать в ней участие.  И мы дерзаем уверенно и спокойно, зная о чем говорим, сказать: сегодня состоится встреча со священником Георгием Чистяковым. О месте встречи будет объявлено отдельно. Пройдет она в Москве, где прошло всё его служение, или в Петербурге, где жил его любимый учитель, в Риме, которому он посвятил книгу, или в Париже, где живут его друзья, … а, может, и на Святой земле, в Иерусалиме, где он так и не побывал при жизни. «Ведь столько раз была возможность», говорил он задумчиво в своей уже последней болезни. Ещё поедете, отче… «Да, может быть…»

Ольга Шутова (при участии И.Т.)


А в книгу "Размышления о Евангелии от Иоанна" я добавил новые главы:

Глава 7
Умножение хлебов. Встреча среди моря

Глава 8
Хлеб жизни

Глава 9
Иисус и грешница. Свет миру

Глава 10
Слепорождённый

Глава 11
Добрый Пастырь


Работа идёт так не быстро, потому что к каждой главе я подбирaю иллюстрации. (Считаю, что не только книжек без картинок не должно быть, но и тем более веб-страниц).


Ново-опубликованные электронно главы иллюстрированы:

А.Иванов. Умножение хлебов,   Г.Доре   Иисус идёт по морю

Александр Иванов. Тайная вечеря. 1850,   Фотография святой преподобномученицы Марии Скобцовой

Василий Дмитриевич Поленов. Христос и грешница,  Арест в Гефсимании

Дионисий. Беседа с самарянкой Исцеление слепорожденного (Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов Белозерский монастырь)   

Мозаика Добрый Пастырь, V в. Мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, Италия. Мозаика,   статуя Иисуса Доброго Пастыря, Рим, IV век, Рим

 







Россия без Путена и Навального!

Latest Month

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by phuck