?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Чистяков. Отклики

Часть 4

0 1  2 3 

Татьяна Гарина:   Некогда он меня спас. Спас  от людей, рассказывавших, что дети погибают за грехи родителей и во избежание своих собственных грехов. И некуда было деться от этого кошмарного фарисейства, пока не прочитала "Боль утраты" К. Льюиса  и "Нисхождение во ад" о. Георгия Чистякова.

До сих пор во мне звучат его слова:

"Мы - люди Страстной Субботы. Иисус уже снят с креста. Он уже, наверное, воскрес, ибо об этом повествует прочитанное во время обедни Евангелие, но никто еще не знает об этом. Ангел еще не сказал: "Его здесь нет. Он воскрес", об этом не знает никто, пока это только чувствуется, и только теми, кто не разучился чувствовать..." ("Нисхождение во ад" Из записок московского священника.)

*

alexiy:Я не знал его лично, но его влияние все равно ощущалось, через книги, статьи, проповеди.

Несколько эпизодов.
1. Помню, когда его благословили (дали разрешение), чтобы рукоположить в диаконы, но еще не сделали это, говорили как он этому был рад и с удовольствием уже "заранее" носил подрясник.
2. Когда он уже стал священником, я был на службе, которую он вёл. Он стоял на амвоне с воздетыми к небу руками, и радостно провозглашал: "Христос посреди нас". В этот момент не было сомнений, что это так.
3. Я ехал в метро и читал Барта (готовился к диплому). Он вошел в вагон и сел рядом. Увидев, что я читаю, сказал: "Если еще читают Барта, значит не все потеряно".

*

http://blue-olusha.livejournal.com/429519.html

http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=12&id=5488

*

nehendrix:  Я видел о. Георгия один раз, когда он отпевал моего учителя литературы, нашего и его друга, Александра Ароновича Николаева. Мы стояли утром в холодной церкви и на душе было ужасно тяжело. Я не религиозный человек и не любитель церковных обрядов, но я любил своего учителя и пришел к нему. О. Георгий долго читал молитвы, потом долго прощались. А потом он сказал несколько слов.

Я никогда не думал, что в такой день можно подобрать слова настоящего утешения. Какое утешение, когда умер очень близкий тебе человек?! Я был уверен, что есть какие-то обычные фразы о том, что ему "там будет лучше", что "теперь он отдохнет" и т.п. Не помню всего, что говорил о. Георгий. Помню только, что он начал с того, о чем думали все: как больно потерять нашего друга. И вдруг стало немного легче и я понял, что он настоящий священник, тот, кто знает что-то, чего не знаем мы.

Это было четыре года назад. А сегодня умер он сам. Люди с гуманистическими ценностями в России никогда не представляли силу или какое-то движение, но зато всегда были как будто одной семьей. Поэтому сейчас ощущение, что ушел близкий человек. И вот я ловлю себя на мысли, что не знаю тех слов, что говорил он несколько лет назад, но пытаюсь вспомнить то ощущение. Как же сиротливо.

*

Виктор Судариков: 53 года... Никто не ведает сколько кому отмеряно..

Помню одну историю, рассказанную моим приятелем, алтарником. Однажды о.Георгий служил в том храме где был алтарником мой приятель. И отношение к нему было такое... настороженное. И вида батюшка был... не величественного. И вот когда началась Литургия - скоро стало понятно, как сильно и непосредственно он предстоит Господу. Он буквально преобразился. Мой приятель мало с кем на Литургии ощущал такую ясность Богопредстояния священника. Храм действительно молился вместе с ним "едиными усты".

*



aknel:  Пока совсем невозможно ничего писать.
Хочется молчать и вспоминать его, его слова, его голос, его улыбку, его любовь. Вспоминать в тишине.

*

Прекрасная зарисовка от hratli: Далекий год. Я, школьник, в церкви Космы и Дамиана в Столешниковом переулке. Служба окончилась, и к нам вышел необычный человек -- мирянин, в коричневом костюме, он говорил проникновенно, немного заикаясь, очень похожий на философа Серебряного Века.

Я удивился и спросил стоящего рядом знакомого парня:
- А кто это и почему он проповедует?
Тот хитро улыбнулся в бороду:
- О, это у нас большой спец по проповедям.

Потом тот же человек, уже в облачении диакона, а затем и иерея, сослужил о. Александру Борисову.

Прошли годы. Я ухаживал за одной девушкой; глубокая религиозность в этом странном ребенке сочеталась с совершенно средневековыми суевериями. Мы пошли в Данилов монастырь, где подвизался некий старец, чьего совета мы очень хотели спросить.

Я успел прочесть половину взятого с собой Евангелия, прежде чем полный мужчина средних лет, с остановившимися глазами за стеклами очков, обратил на нас внимание.

- Это вавилонская блудница! -- крикнул он мне, тыча пальцем в мою спутницу, невинную девушку двадцати четырех лет.
- А тебе я подберу хорошего мужа, -- добавил он, повернувшись к ней.

- Ну что поделаешь, -- развел руками с улыбкой встреченный нами иерей Александр. -- Раз старец не благословил, я ничего не могу поделать.

Я потащил свою рыдающую подругу к Косме и Дамиану, где я не был столько лет. Огромный, богато перестроенный храм вмещал сотни людей. И на исповедь выстроилась огромная очередь -- к нему, этому необычному человеку в праздничном облачении.

Наверное, у нас были такие лица, что он сразу нас подозвал. Выслушав, он сказал, все так же слегка запинаясь:

- Глупости и ересь. Это не имеет отношения к христианству. Вы, мне кажется, очень друг другу подходите.

Мы все равно расстались потом..

Вчера о. Георгий Чистяков скончался. Он тринадцать лет отдал труднейшему служению -- помогал детям с самым страшным приговором, онкологией.

Что тут скажешь? Господь забирает лучших. Сорная трава разрастается, а могучие деревья валит ветер.



У отца Георгия было много недоброжелателей и врагов. Вот и в Lj - не только скорбь, но и ругательства.

В комментах в одном местке пишут (в довольно глумливом тоне) :

Мне попадалась его статья об эвтаназии, не знаю, есть ли оне сейчас где-то. Начало совершенно здравое: эвтаназия - прекращение мучений безнадежно больного по его же просьбе, убийство из милосердия. Ни воплей насчет греха, ни проклятий "палачем в белых халатах. А потом начался все крепчающий маразм о том, что главная проблема безнадежно больных - это вовсе не страдания, а то, что от них родные и близкие отворачиваются. И что с таких случаях надо быть до конца рядом с обреченным, а не пытаться прекратить его мучения. То есть, не сказано прямо, что эвтаназия - низззя, но в каждом слове подразумевается.

Я как раз слышал лично от отца Георгия его мнение об эвтаназии. И мнение его заключалось в том, что современная наука и современная медицина достаточно развиты, что бы всё более усовершенствовать средства болеутоляющие: анальгетики и т.д.

Что путь, по которому мы должны идти - это уменьшение страданий болеющих и умирающих, а не их убийство.

 







Россия без Путена и Навального!

Comments

( 16 комментариев — сказать )
(Удалённый комментарий)
tapirr
23 июн, 2007 21:00 (UTC)
Процессы в церкви
Начну с последнего.

---Ведь ясно, что альтернативному православию власти не дадут возможности существования в России-

Это не совсем так. Со стороны кажется, что охранительные тенденции преобладают, но в действительности, церковная жизнь сложнее. Достаточно мало людей, открыто выступающих с позиций "открытого христианства", НО очень много священников, которые стоят на таких же позициях, не демонстрируя это в открытую. Это что касается "рядового" священства.

Иерархи же и вовсе вполне терпимы к т.н. либеральному направлению в православии (при условии личной лояльности: Кочетков её не проявил- подвергся гонениям. Но и он остаётся в Православии. А протоиерей А. Борисов награждаем Патриархом, что вызвало массу зубовного скрежета мракобесов)

Главная задача иерархии - сохранить единство. Гл. обр. организационное (в Церкви оно важно, и имеет и духовное значение тоже). Поэтому иерархия (епископат) поддерживает баланс направлений: либерального и консервативного. В частности, одиозные награждения церковными наградами откровенных черносотенцев объясняютсяименно этим - желанием удержать их внутри церкви (они более, чем либералы склонны к расколу и уходу, их сознание на самом деле менее церковно зачастую), а не идейной близостью к ним.

И может быть самое главное: И "либеральное" и консервативные крылья в церкви не так велики, как собственно середина - огромная масса священников и верующих, которые не принадлежат ни к тому, ни к другому лагерю, а придерживаюся простой веры (основанной на Писании и Предании) и здравого смысла. Да, эта масса несколько консервативна, но это консерватизм здоровый. Ему не свойствен (как правило) ни национализм, ни антисемитизм, ни презрение к культуре, не излишняя "стьрогость" к людям и обычаям окружающего мира.

И вот именно в основной массе священства и церковного народа, как мне кажется, происходят процессы, которые вселяют в меня оптимизм. Это связано с распространением подлинного духовного просвещения (все книги, в том числе светлых и подлинно духовных писателей теперь можно прочесть).

(А для меня, как человека верующего, это связаноь и с тем, что Дух ведёт Церковь теми путями, которые Ему угодны…)

--- куда денутся либерально и экуменически настроенные прихожане, если в РПЦ окончательно возообладают реакционные тенденции. Перейдут к католикам?---

Итак, по моему мнению, реакционные тенденции не возобладают. Но даже если такая тенденция (вопреки моему прогнозу) и возобладает, подавляющее большинство в другие вероисповедания не перейдут, а останутся, пусть им и будет сложно.


moorca
23 июн, 2007 21:34 (UTC)
да. Всё это возможно. Сейчас время такое - черносотенное. ИХ время.
tapirr
30 июн, 2007 09:52 (UTC)
Да, и о том, "есть ли кроме Александра Борисова еще в РПЦ с такими либерально-экуменическими взглядами?"

Есть, безусловно. Причём мне известны имена только некоторых из них (Большинство - фигуры не публичные, в прессе не выступают и т.д.)

Я могу назвать такие имена:

Архимандрит Зинон (Теодор)
Игумен Вениамин (Новик) (upd умер +)
Протоиерей Вячеслав Винников
Протоиерей Олег Батов
Протоиерей Владимир Архипов
Протоиерей Павел Адельгейм
Пpотоиеpей Иоанн Свиpидов
Пpотоиеpей Владимиp Федо­pов, доцент Санкт-Петеpбуpгской духовной академии
Священник Антоний Лакирев
Протоиерей Павел Вишневский
священник Филипп Парфёнов

И это, повторюсь, только те, о ком довольно хорошо известно по их книгам, статьям, деятельности и пр.


Edited at 2013-03-30 11:01 (UTC)
marisa_t
24 июн, 2007 12:08 (UTC)
Спасибо Вам за воспоминания. Я не знала его лично. Но действительно очень жаль потерять такого человека.
Еще раз спасибо за воспоминания и статьи.
tapirr
24 июн, 2007 15:50 (UTC)
Спасибо Вам
hedgy
24 июн, 2007 15:22 (UTC)
Вот еще очень хорошее, и фотография там:
http://setami.livejournal.com/90496.html
tapirr
24 июн, 2007 15:58 (UTC)
Спасибо большое!
arttasalov
24 июн, 2007 16:27 (UTC)
спасибо Вам за эту страницу!
вчера написал у себя в жж:
Царство Небесное прекрасному священнику и человеку - светильнику живой веры, на который равнялись подлинные ученики Христовы.
кончина о.А. Меня всклыхнула общество, а смерть о. Георгия проходит почти незаметно: настолько деградировало общество за эти 17 лет.
нивы совсем уже побелели...
отче Георгие, моли Бога о нас!
*

познакомился с ним лет 5 назад, когда он прездал к о. Зинону в Гверстонь.
неожиданно для меня он оказался высоким (как бы реющим над землей) человеком с удивительно крепкими руками и ясным взором.
теперь память его кратких объятий будет согревать в часы уныния.


tapirr
24 июн, 2007 18:29 (UTC)
Re: спасибо Вам за эту страницу!
Спасибо большое!

А где сейчас о. Зинон?
arttasalov
24 июн, 2007 18:59 (UTC)
А где сейчас о. Зинон?
вероятно, в Австрии.
tapirr
24 июн, 2007 19:31 (UTC)
Re: А где сейчас о. Зинон?
Вы с ним хорошо знакомы?
arttasalov
24 июн, 2007 20:39 (UTC)
Re: А где сейчас о. Зинон?
да
johnparker
25 июн, 2007 20:35 (UTC)
Re: спасибо Вам за эту страницу!
О. Зинон порекомендовал мне храм Косьмы и Дамиана и о.Георгия в Москве как хорошего священника.. это было в 2001 году. Я пришёл на Литургию, увидел о.Георгия, попал к нему на исповедь, да так и остался в Косьме..

Спасибо за воспоминания, а Вы прихожанин Косьмы? Может мы знакомы?
tapirr
25 июн, 2007 21:54 (UTC)
Re: спасибо Вам за эту страницу!
Вряд ли знакомы: я там последние годы редко бываю, в другой церкви чаще (так сложилось), но духовным отцом считал - Георгия
_stephan_
27 июн, 2007 21:16 (UTC)
Вдруг вспомнил.
Года 4 назад мы с мамой и братом возвращались на машине с дачи, и попали в большую пробку на Ленинградском шоссе. Я от скуки смотрел в окно и вдруг за столиком Макдональдса увидел отца Георгия, читающего книгу маленького формата, возможно евангелее. Через несколько секунд к нему подсели две дамы с подносами и они все вместе принялись ужинать. Мама порывалась выскочить, бросив машину в левом ряду, и побежать к отцу Георгию за благословением, но я уговорил её не мешать и не отвлекать эту милую компанию. Уже сам факт неожиданной встречи отца Георгия был для нас большой радостью.
tapirrr
6 июл, 2007 13:36 (UTC)
Спасибо. Правда, как-=то радостно!
( 16 комментариев — сказать )

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by phuck