tapirr (tapirr) wrote,
tapirr
tapirr

Category:

О чтении литургических молитв вслух



Владимир Шолох пишет:

«Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». «Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». «Милостию и щедротами и человеколюбием единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Всё это — возглашаемые священником обрывки молитв, сами по себе совершенно бессмысленные. Молитвы эти читаются им в алтаре тихо, а то и вовсе про себя, и лишь их окончания слышны всем. Такая практика появилась давно: еще в VI веке за нее доставалось духовенству от императора Юстиниана. Причины ее появления не вполне ясны. Возможно, священники стали тихо читать молитвы из-за лени, чтобы лишний раз не напрягать голос, возможно, из-за появившегося обособления духовенства в отдельную касту. Как бы то ни было, подобная практика превратила некогда диалогично построенное богослужение в странное шизофреническое действо: в одном помещении параллельно совершается сразу два богослужения — одно тихонько в алтаре, из которого всем слышны только лишенные законченного смысла обрывки, и другое — перед алтарем, совершаемое певчими, чтецами и диаконом. От былой диалогичности осталось лишь «Аминь» как ответ на возгласы священника. Эту практику еще можно было бы понять, если бы в молитвах священника содержалась какая-то эзотерика, о которой не положено знать мирянам, так ведь нет же: в них не только нет никакой эзотерики (я уже не говорю о том, что в христианстве она принципиально невозможна для всех членов Церкви), они еще и произносятся от лица всех присутствующих.
Тайным чтением молитв бедственное состояние нашего богослужения не исчерпывается. Если на Литургии молитвы, хоть и читаемые тайно, всё еще сохраняют свое положение в чине (кроме благодарственной молитвы о причащении, которая уехала от своего возгласа далеко вперед), то на Вечерне и Утрене почти все они свалены в одну кучу и читаются галопом в начале каждой из этих служб: светильничные — во время предначинательного псалма, утренние — во время шестопсалмия. Кроме того, утренние молитвы священники у нас почти всегда читают вечером, а вечерние во время Великого Поста — утром, и всё из-за того, что Утреню им удобнее служить по вечерам, а великопостную Вечерню — с утреца.
Досадно видеть, во что у нас превратилось богослужение, но еще досаднее то, что мы привыкли к отсутствию в нем здравого смысла и логики, что существующее положение вещей вполне устраивает и духовенство, и прихожан, так что мало кто задумывается о том, как, когда, зачем и Кому мы молимся, а из тех, кто задумывается, почти никто не делает хоть каких-то шагов к возврату изначальной нормы.

иеромонах Игнатий: Странник еще более печальнее то, что ревнители сохранения богослужения в этой извращенной форме даже не хотят слышать иную точку зрения, аргументируя это тем, что на Афоне их читают про себя или только так в голос, что слышны они лишь для присутствующих в алтаре сослужащих иереев и пономарей.

Когда начинаешь приводить таким ревнителям в пример мнения на этот счет авторитетных для них литургистов и распоряжения греческого синода, то и это их не прошибает, так что остается делать лишь один вывод - невежество губит развитие духовной жизни как самих этих пастырей, так и пасомых ими. Среди мирян значительно большее число одобряющих чтение молитв Евхаристии, Вечерни и Утрени, нежели среди духовенства и виною этому косность в данном вопросе нашего священноначалия и духовных школ."

Комментарии

Evgeniy Maslov: Попробовал читать на Литургии молитвы вслух. Затем поинтересовался мнением клироса и некоторых прихожан - всем понравилось. Сказали что служба стала более понятной. Теперь дело за настоятелем.

Игорь Савва: На приходе можно сделать очень много, даже не вступая в открытый конфликт, постепенно, бережно, об'ясняя все прихожанам. Мы уже лет пять, как читаем вслух молитвы на литургии.

Александр Шрамко: Я вот тоже читаю вслух. И не "на фоне хора", как это еще можно встретить, но мало дает, поскольку хор и священник мешают друг другу. А именно в форме диалога. При этом на время Анафоры и с открытыми царскими вратами. Отчасти потому, что у нас с закрытыми вратами вообще почти не слышно, но в основном - из-за нелепости закрывать от верных то, что является главным.
Интересно, что один диакон, например, возражает, что служба "затягивается". С ним вместе засекли время, и он убедился, что это максимум 2-3 минуты, если еще при этом хор грамотно реагирует и быстро пропевает свою "партию", ибо как раз пение хора искусственно затягивается, чтобы батюшка успел прочитать. Иногда так тянут, что и слов не понять.
Не скажу, что это принято с энтузиазмом. Большинство как бы "не замечает". Но мне кажется, кому это важно, тому это нужно. Остальные подтянутся Смайлик «smile»

Сергей Ярмула: Беда в том, что народ жаждет мистики (Я бы уточнил - "мистики" в кавычках, а ещё вернее - магии. tapirr) , они принимают то, что им больше нравится. Именно поэтому выбирают в основном таких священников, которые считают себя обладающими сверхестественными способностями превращать вино и хлеб в Тело и Кровь и убеждают в своей сверхестественности других. Поэтому попытка вернуться к богослужению в форме диалога и действительно "общего дела" воспринимается как либерализм, протестанство. И разубедить невозможно, хоть факты истории применяй, хоть постановление императора Юстиниана (они понятия не имеют, кто он такой вообще)... То же касается и Причастия, вот им сказали "избранные" священники, что они недостойны часто Причащаться и слышать "тайные" молитвы - все! не переубедишь! Как будто редко Причащаться они достойны! Или сразу после исповеди достойны! Зомби-прихожане зараженные безграмотным и бездуховным духовенством требоисполнителями.


А вот, кстати, переводы всего богослужения на русский.
Не самые лучшие, зато весь корпус:


http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb2.pdf

http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb1.pdf

http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb3.pdf

http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb4.pdf

http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb5.pdf

http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb6.pdf

http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb7.pdf
Tags: богослужение, евхаристия, кочетков г, литургика, народ Божий, перевод богослужения, реформа
Subscribe

Posts from This Journal “богослужение” Tag

  • Страстная Пятница. Великие Часы

    Великие Часы (называемый в народе "Царскими") в Великую Пятницу 2017 года. Церковь святых Космы и Дамиана, Москва, Столешников пер., 2…

  • (no subject)

    >Владимир Шолох «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». «Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенней,…

  • Служить в церкви надо по русски

    Переводы богослужебных текстов Анри Волохонского открывают пространство для творчества Священники и миряне участвовали в дискуссии о языке Церкви…

  • УГКЦ вставила прошение в ектерию

    додати до сугубої єктенії таке прохання за мирян та мирянські спільноти: «Ще молимось за усіх вірян, щоб, маючи приклад святих, і самі щиро прагнули…

  • Шолох о Проскомидии

    Владимир Шолох Из скандального. Слабонервным не читать. Продолжение темы религиозной архаики в нашем богослужении. Исконная символика литургии не…

  • Видео с Литургии Пятидесятницы

  • Понимание и непонимание

    Роман Наумов свёл в одно место для памяти большую часть материалов, связанных с недавним статистическим исследованием на православных…

  • по поводу частоты причащения и подготовки к нему

    Моё альтер-эго (называю так, потому что он выражает, как правило мои мысли, причём моими же словами. Ну, мысли не мои, они у нас просто общие)…

  • В православных храмах должны быть скамьи

    О скамьях в храмах Виктор Трегубов · "Я забыл, что лучшая агитация - визуальная агитация. На тему " как принято в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments