?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее



Владимир Шолох пишет:

«Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». «Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». «Милостию и щедротами и человеколюбием единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Всё это — возглашаемые священником обрывки молитв, сами по себе совершенно бессмысленные. Молитвы эти читаются им в алтаре тихо, а то и вовсе про себя, и лишь их окончания слышны всем. Такая практика появилась давно: еще в VI веке за нее доставалось духовенству от императора Юстиниана. Причины ее появления не вполне ясны. Возможно, священники стали тихо читать молитвы из-за лени, чтобы лишний раз не напрягать голос, возможно, из-за появившегося обособления духовенства в отдельную касту. Как бы то ни было, подобная практика превратила некогда диалогично построенное богослужение в странное шизофреническое действо: в одном помещении параллельно совершается сразу два богослужения — одно тихонько в алтаре, из которого всем слышны только лишенные законченного смысла обрывки, и другое — перед алтарем, совершаемое певчими, чтецами и диаконом. От былой диалогичности осталось лишь «Аминь» как ответ на возгласы священника. Эту практику еще можно было бы понять, если бы в молитвах священника содержалась какая-то эзотерика, о которой не положено знать мирянам, так ведь нет же: в них не только нет никакой эзотерики (я уже не говорю о том, что в христианстве она принципиально невозможна для всех членов Церкви), они еще и произносятся от лица всех присутствующих.
Тайным чтением молитв бедственное состояние нашего богослужения не исчерпывается. Если на Литургии молитвы, хоть и читаемые тайно, всё еще сохраняют свое положение в чине (кроме благодарственной молитвы о причащении, которая уехала от своего возгласа далеко вперед), то на Вечерне и Утрене почти все они свалены в одну кучу и читаются галопом в начале каждой из этих служб: светильничные — во время предначинательного псалма, утренние — во время шестопсалмия. Кроме того, утренние молитвы священники у нас почти всегда читают вечером, а вечерние во время Великого Поста — утром, и всё из-за того, что Утреню им удобнее служить по вечерам, а великопостную Вечерню — с утреца.
Досадно видеть, во что у нас превратилось богослужение, но еще досаднее то, что мы привыкли к отсутствию в нем здравого смысла и логики, что существующее положение вещей вполне устраивает и духовенство, и прихожан, так что мало кто задумывается о том, как, когда, зачем и Кому мы молимся, а из тех, кто задумывается, почти никто не делает хоть каких-то шагов к возврату изначальной нормы.

иеромонах Игнатий: Странник еще более печальнее то, что ревнители сохранения богослужения в этой извращенной форме даже не хотят слышать иную точку зрения, аргументируя это тем, что на Афоне их читают про себя или только так в голос, что слышны они лишь для присутствующих в алтаре сослужащих иереев и пономарей.

Когда начинаешь приводить таким ревнителям в пример мнения на этот счет авторитетных для них литургистов и распоряжения греческого синода, то и это их не прошибает, так что остается делать лишь один вывод - невежество губит развитие духовной жизни как самих этих пастырей, так и пасомых ими. Среди мирян значительно большее число одобряющих чтение молитв Евхаристии, Вечерни и Утрени, нежели среди духовенства и виною этому косность в данном вопросе нашего священноначалия и духовных школ."

Комментарии

Evgeniy Maslov: Попробовал читать на Литургии молитвы вслух. Затем поинтересовался мнением клироса и некоторых прихожан - всем понравилось. Сказали что служба стала более понятной. Теперь дело за настоятелем.

Игорь Савва: На приходе можно сделать очень много, даже не вступая в открытый конфликт, постепенно, бережно, об'ясняя все прихожанам. Мы уже лет пять, как читаем вслух молитвы на литургии.

Александр Шрамко: Я вот тоже читаю вслух. И не "на фоне хора", как это еще можно встретить, но мало дает, поскольку хор и священник мешают друг другу. А именно в форме диалога. При этом на время Анафоры и с открытыми царскими вратами. Отчасти потому, что у нас с закрытыми вратами вообще почти не слышно, но в основном - из-за нелепости закрывать от верных то, что является главным.
Интересно, что один диакон, например, возражает, что служба "затягивается". С ним вместе засекли время, и он убедился, что это максимум 2-3 минуты, если еще при этом хор грамотно реагирует и быстро пропевает свою "партию", ибо как раз пение хора искусственно затягивается, чтобы батюшка успел прочитать. Иногда так тянут, что и слов не понять.
Не скажу, что это принято с энтузиазмом. Большинство как бы "не замечает". Но мне кажется, кому это важно, тому это нужно. Остальные подтянутся Смайлик «smile»

Сергей Ярмула: Беда в том, что народ жаждет мистики (Я бы уточнил - "мистики" в кавычках, а ещё вернее - магии. tapirr) , они принимают то, что им больше нравится. Именно поэтому выбирают в основном таких священников, которые считают себя обладающими сверхестественными способностями превращать вино и хлеб в Тело и Кровь и убеждают в своей сверхестественности других. Поэтому попытка вернуться к богослужению в форме диалога и действительно "общего дела" воспринимается как либерализм, протестанство. И разубедить невозможно, хоть факты истории применяй, хоть постановление императора Юстиниана (они понятия не имеют, кто он такой вообще)... То же касается и Причастия, вот им сказали "избранные" священники, что они недостойны часто Причащаться и слышать "тайные" молитвы - все! не переубедишь! Как будто редко Причащаться они достойны! Или сразу после исповеди достойны! Зомби-прихожане зараженные безграмотным и бездуховным духовенством требоисполнителями.


А вот, кстати, переводы всего богослужения на русский.
Не самые лучшие, зато весь корпус:


http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb2.pdf

http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb1.pdf

http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb3.pdf

http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb4.pdf

http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb5.pdf

http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb6.pdf

http://www.ogkochetkov.ru/uploads/pb7.pdf

 







Россия без Путена и Навального!

Записи из этого журнала по тегу «богослужение»

Comments

( 3 комментария — сказать )
golovschik
14 ноя, 2015 21:55 (UTC)

Да, "кочетковцы" молодцы. Думаю, самый лучший перевод на сегодня.


Октоиха, Миней и Триоди не хватает, но можно пользоваться и переводами иером. Амвросия Тимрота, если их облагородить ;)

tapirr
14 ноя, 2015 22:45 (UTC)
А что значит облагородить?

Вам его переводы нравятсz меньше, чем о.Кочеткова?
golovschik
18 ноя, 2015 00:22 (UTC)

Конечно. Переводы о. Амвросия достаточно топорны, годятся лишь для понимания славянского текста. Хотя местами бывает и ничего. Его переводам не хватает...свободы, смелости и поэтичности. Я и сам люблю дословные переводы, но не в ущерб слогу, тем более при богослужебном употреблении.


У Спасо-Преображенского же братства совсем другой подход, но тоже достаточно строгий, за исключением псалмов - они более свободны, Аверинцева.

( 3 комментария — сказать )

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by phuck