?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Сегодня, 4 августа, день, связанный с памятью сразу двух выдающихся духовных деятелей нашего времени, двух просветителей.

4 августа - преставление митрополита Антония (Блума).

И в этот же день родился священник Русской Православной Церкви Георгий Петрович Чистяков.

Вот, кстати, репортаж о вечере его памяти месяц назад:


Отец Георгий Чистяков – о Вечном и Новом

На вечере памяти священника можно было совершить духовное путешествие в Рим

25.06.2015 18:09 Версия для печати

"Вечер памяти православного священника Георгия Чистякова (1953-2007) состоялся 24 июня во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. Рудомино (ВГБИЛ), где о. Георгий в свое время возглавлял сектор религиозной литературы. О. Георгий Чистяков – человек многих дарований: на вечере вспоминали его не только как пастыря, но и как блестящего ученого-гуманитария, человека энциклопедических знаний, публициста, радиоведущего, преподавателя высшей школы. Была представлена новая книга – сборник бесед о. Георгия по истории культуры и цивилизации от поздней античности до наших дней под общим названием «Самим собой остается только человек» (М.: Центр книги Рудомино, 2015).

Традиционно к каждому вечеру памяти друзья и коллеги о. Георгия создают новый слайд-фильм. На этот раз Наталья Измайлова и Татьяна Прохорова представили две ленты. Первая -- «Вечный город – свидетель вечного и Нового Завета». Фильм построен на основе одной из радиопередач о. Георгия, в которой он «ведет» своих слушателей по Риму, обращая внимание, в первую очередь, на те места, которые свидетельствуют о единстве Вселенской Церкви, о первых христианских мучениках, о взаимодействии и взаимном проникновении Западной и Восточной христианских традиций. «Отец Георгий рассказывает о вечной встрече с Вечным городом. Рим – непреложная родина каждого христианина. Отец Георгий зовет вглубь не только истории Церкви, но и вглубь самих себя», -- прокомментировал фильм Евгений Рашковский, друг и преемник о. Георгия на посту руководителя Центра религиозной литературы ВГБИЛ.

Что значат слова Христа: «Заповедь новую даю вам»? О. Георгий ставит этот вопрос и отвечает на него: «Заповедь новую» -- это не антоним «старой» заповеди. Это не значит: «такую, которой еще не было». Нет, «новую» -- значит «всегда новую, никогда не устаревающую, то есть – вечную». В этом же смысле вечным и всегда новым воспринимается Рим, в котором о. Георгий замечает все византийские иконы в католических храмах; делает остановки в Колизее, залитом кровью первых христианских мучеников; в Мамертинской тюрьме, где, по преданию, провели свои последние дни апостолы Петр и Павел; в храме св. Климента, где покоятся мощи св. равноапостольного Кирилла, просветителя славян. «Именно в Рим свв. Кирилл и Мефодий привезли свой перевод Евангелия на славянский язык. Может, это кому-то не понравится, но именно в Риме была совершена первая литургия на славянском языке», -- звучит голос о. Георгия. «Связь между Востоком и Западом чувствуется в Риме особенно. Невозможно разорвать на части историю проповеди Евангелия и наших христианских отношений. Все мы принадлежим к единой Церкви», -- говорит он.

Второй фильм – это заочный диалог двух пастырей-единомышленников, хорошо знавших друг друга: о. Георгий комментирует последнюю лекцию прот. Александра Меня (1935-1990), прочитанную им накануне гибели. Заключительная лекция из цикла по истории религии называется «Христианство», ее, по словам о. Георгия, можно воспринимать как «итог всей жизни и творчества о. Александра». «Проповедник любой религии уводит людей из реальности (в этом смысле Маркс был прав, называя религию «опиумом для народа»). А отличительная черта христианства в том, что Христос Сам входит в нашу реальность и освящает всю нашу жизнь», -- делится о. Георгий впечатлениями от слов своего духовного отца. Говоря об о. Александре как о пастыре и молитвеннике, он подчеркивает: «Христианство – это всегда новая встреча с Богом. Мы можем жить в измерении личной встречи с Христом, которая делает нашу жизнь вечно новой». «Вечный» в значении «новый» и наоборот – через глубину этих смыслов оказались связаны два новых фильма.

Друг и сослужитель о. Георгия протоиерей Александр Борисов совершил литию о его упокоении. Откликаясь на оба фильма и на новую книгу о. Георгия, о. Александр сказал: «Всегда поражает охват мировой культуры, необычайная глубина и поэтичность о. Георгия. Я еще раз убеждаюсь в его гениальности. Но главное, что вся его жизнь была христоцентричной. Все для него было пронизано главной идеей – единства христиан».

Иеромонах Иоанн (Гуайта), который был другом и коллегой о. Георгия, тоже вспоминал о нем как о «человеке синтеза – единства античной и христианской культуры, западной и восточной христианских традиций». Для священника было естественным «дышать двумя легкими – западным и восточным», по выражению Вяч. Иванова. «В XXI веке единство христианского Запада и Востока еще более актуально, чем в XX веке – не только из-за укрепляющегося ислама, но и в связи с тем, что происходит в нашей стране. Если мы поймем, что мы, христиане, -- действительно одна Церковь, пусть с разными традициями, то от этого будет зависеть очень много», -- сказал о. Иоанн.

На вечере выступил также историк, поэт Владимир Илюшенко, который знал Егора Чистякова еще подростком. В. Илюшенко сравнил о. Георгия и о. Павла Флоренского, найдя в них много общего и самое главное – «страстную любовь к Богу». В исполнении камерного хора под управлением Татьяны Куниной прозвучали старинные и современные духовные песнопения."

Юлия Зайцева

 







Россия без Путена и Навального!

Записи из этого журнала по тегу «1 Георгий Чистяков»

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by phuck