tapirr (tapirr) wrote,
tapirr
tapirr

Category:

Игнатий (Душеин) об отделении исповеди от Причастия

Игумен Игнатий (Душеин). СВЕТ, КОТОРЫЙ В ВАС. Размышления на полях высокодуховного интервью старца-смотрителя патриарших покоев (!) Троице-Сергиевой Лавры


Любопытное интервью появилось в сети. Его дал "покойник" (как его шутливо называют в Троице-Сергиевой Лавре) - смотритель Патриарших покоев (!) архимандрит Илия (Рейзмир). pravoslaviе.ru/smi/57425.htm

<...> говорит батюшка Илия о связи Исповеди и Причащения. Увы, говорит не от Св. Канонов, а от себя, от своего понимания этой связи, и это свое понимание он транслирует как Церковное учение по этому предмету.

"Испокон веков, - вещает о. Илия, – со Вселенских соборов, от святых отцов — Василия Великого, Иоанна Златоуста — всегда было так: покаянная исповедь перед причащением Святых Христовых Тайн. Без исповеди нельзя приступать к великому этому Таинству".

Это про кого сказано, простите? Про какого именно человека? Если человек в Церкви не был год-другой, то его и после исповеди нельзя допускать к Чаше. Он должен нести епитимию и принести плоды покаяния, так как отпал от Церкви ("Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения" (Правило 80-е VI Вселенского Собора)).

А если он позавчера причащался?

Я подозреваю, что о. Илия привык иметь дело именно с отпавшими, и опыт общения с ними принимает за опыт церковный.

В интервью имеется ссылка на авторитетного знатока в области исповеди А.И. Алмазова: "Не подлежит сомнению, что по воззрению древней (II–III вв.) Церкви требовалось если не перед каждым причащением, то вообще возможно частая исповедь…".

Однако "вообще возможно частая исповедь" и "покаянная исповедь перед причащением" - совсем не одно и то же.

Отсылки о. Илии к опыту древней Церкви были бы убедительны, если бы и все остальные требования, которые Церковь предъявляла своим чадам в те давние времена, всерьез бы рассматривались в Московской патриархии и теперь.

Если принять такой принцип – "испокон веков", - то нужно РПЦ МП вернуться и к каноническим прещениям за различные грехи, которые также "испокон веков" в Церкви существуют и которые никто не отменял, и которые, смею утверждать, сам о. Илия все же не практикует. Но если вернуться к этим требованиям, то у чаши в патриархии будет совсем-совсем пусто…

Кто не делал аборт? Кто никогда не изменял супругу? Кто хранил девственность до брака? Шаг вперед! Остальным по правилам – лет 15-20 не причащаться. Тогда и вопросы с исповедью перед причастием сами собой отпадут.

А можно пойти дальше и, построив в шеренгу патриархийное духовенство, спросить на предмет канонических нарушений до рукоположения и после. Тогда и ряды духовенства РПЦ МП не просто поредеют, но и совсем растают.

Так чего же Вы, дорогой смотритель освященных Патриаршим присутствием аскетических покоев, говоря "А", не говорите "Б"? Почему такое выборочное отношение к церковной традиции? Впрочем, и традиция эта существует только в светлом воображении заслуженного архимандрита.

Канонические правила предписывают причащаться на каждой Божественной Литургии, за которой молится чадо церковное. Если Литургия, к примеру, в монастыре, служится ежедневно, то и причащаться за ней нужно ежедневно всем присутствующим (Правило 9-е Святых Апостолов). По логике о. Илии, возведенного нынешним понтификом РПЦ МП в ранг "старца", и исповедоваться нужно тоже ежедневно, причем всем, кто находится в храме: от свешницы до епископа. В Троице-Сергиевой Лавре действует такая практика?

"В крайнем случае, в Светлую седмицу может быть исключение", - говорит "старец".

Очевидно, о. Илия полагает, что на Светлой седмице люди грешат меньше, либо грехи "не считаются", ввиду величия праздника?

Похоже, о. Илия смешивает покаяние как образ жизни, к которому должен без сомнения стремиться каждый церковный человек, и Таинство Исповеди: "Да испытает себя, то есть — проверит и покается. Это всегда было у нас в Православной Церкви, испокон веков. Никто не мог приступить к причащению без исповеди".

Это неправда. Достаточно вспомнить, что в древних монастырях, где жили тысячи монахов, иногда вообще не было священства, и многие причащались заранее освященными Святыми Дарами. Более того, была широко в ходу практика самопричащения даже и мирян, которые хранили по домам Святые Дары: "Верные часто уносили Святые Дары с собой домой, и дома существовал обычай причащения самих себя этими запасными Дарами. О таком причащении дома говорят нам: Тертуллиан, святой Киприан Карфагенский, святой Василий Великий, Руфин, Иоанн Мосх в своем "Луге духовном" (Архимандрит Киприан (Керн). "Евхаристия": "Причащение мирян"). Совершенно очевидно, что самостоятельное причащение мирянина дома никак не предполагает исповедь – в то время не было еще ни телефона, ни Интернета.

Еще полезно бы уважаемому архимандриту привести в подтверждение своих слов не только ту практику, которую он привык видеть в ТСЛ, а канонические правила Церкви.

Но у о. Илии другие источники Церковного предания: "Жалко, что я вам эту статью — "Покаянная исповедь с причащением" — не нашел. Очень хорошая статья. Главное, там в конце говорится: это будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением". Вот и имеем в итоге – "хорошая статья" вместо Св. Канонов.

Многое проясняют и следующие слова о. Илии: "Я на исповеди сейчас постоянно спрашиваю: когда вы последний раз причащались? Мы благословляем пожилым причащаться хоть каждую неделю, а молодым — хоть бы раз в месяц. А в Великий пост и молодым хоть каждую неделю".

Получается, уважаемый "старец" совсем не в курсе Канонических правил Церкви. Они не просто призывают, а "испокон веков" обязывают верных причащаться на каждой Божественной Литургии в обязательном порядке. Зачем выдумывать "раз в месяц" или "раз в неделю", если правила в Церкви есть, и никто их не отменял?

"Раньше, в древние времена, и до революции, люди неделю говели, прежде чем приступить к причащению Святых Христовых Тайн. Постились, записывали грехи…". Раньше в России был злочестивый обычай причащаться раз в год, поэтому и грехи нужно было записывать в огромные тетради. А если человек не номинально, а реально православный и причащается за каждой Литургией – то зачем ему тетрадь? И зачем порочную практику приводить в качестве примера благочестивой жизни?

Поражают и другие мысли "старца": "Каждый праздник имеет свою неописуемую духовную красоту. Она — в богослужении, в песнопении. Где эта красота есть у католиков, протестантов, лютеран? Орган играет — и всё".

Вот, оказывается, чем Православие-то хорошо! Оно красивое и психотерапевтичное. А ну как "у них" красивее выйдет? Споют складнее (к примеру, католики восточного обряда служат те же службы, что и в РПЦ МП), или прочитают красивее? Православие как Истинная Вера, как единственный путь обОжения получается неинтересен. Интересна "духовная красота" Лаврских хоров?

Поражает вывод о. Илии: "Всё наша Церковь пережила. Но ни на йоту не отступила. Ни догматически, ни нравственно, ни канонически — ни на йоту".

Святая простота! Где-то в начале 90-х еще можно было бы бросаться такими смелыми заявлениями. Тогда люди ничего не знали и не имели возможности проверить. Но говорить такое сегодня, можно только утратив чувство реальности и переселившись в свой особый, возможно, светлый и радостный, но отнюдь реально не существующий вне отдельно взятого сознания блаженного архимандрита, мир.<...>"

http://www.portal-credo.ru/
Tags: причастие без исповеди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments