tapirr (tapirr) wrote,
tapirr
tapirr

Category:

"Благодатный огонь": Пасхальное псевдо-чудо

Так называемый "Благодатный Огонь". Дверка, за которой скрытая лампада, от которой зажигают огонь  Так называемый "Благодатный Огонь". Дверка, за которой скрытая лампада, от которой зажигают огонь

Иллюстрации взяты из книги Biddle M. The Tomb of Christ. Thrupp - Stroud: Sutton Publishing, 1999

1. Кувуклия (часовня Гроба Господня в Иерусалиме в храме Воскресения Господня). Слева дверка в виде-иконы.
2. Дверька в виде иконы в Кувуклии, за которой и хранится лампада от которой зажигают Благодатный огонь.


Христианство живёт и действует величайшим чюдом: чудом Воскресения Христа - не только Бога, но и Человека.
Церковь живёт величайшим чудом - каждыц день туда, где собраны во имя Его двое или трое -  приходит Он Сам. Воскресший.

И, я думаю, надо забывать это чудо, или не очень сильно верить в него, что бы людей пичкать сказками о мнимых чудесах.
Мнимых - значит несуществующих.
Иначе говоря - пичкать враньём.

Нельзя давать людям камень вместо Хлеба.
И именно таким камнем, я считаю, является басня о том, что огонь в Иерусалиме сходит сам собой.

На самом деле, это - благочастивый обряд.
Патриарх Иерусалимский во время этого обряда зажигает свечу от лампады, скрытой за дверцей-иконой.

По ссылке, которую даёт френд belanovskyy приводят даже фотографию этой дверки-иконы. (см. выше)

it

Пасхальное псевдо-чудо

"Что же происходит в Иерусалиме на самом деле? Снисхождение Благодатного огня - это чудо или миф? Об этом, накануне Светлого Христова Воскресения, мы побеседовали с кандидатом богословия, доктором исторических наук, старшим научным сотрудником Института истории материальной культуры, православным диаконом Александром Мусиным.

Чудесное снисхождение Благодатного огня - это миф или реальность?

Самое главное чудо - это вовсе не Благодатный огонь, нисходящий в Великую Субботу, а то, что, несмотря на множество искажений, имевших место на протяжении истории христианства, Церковь жива и будет жить "до скончания века". Это свидетельство того, что Церковь поддерживает сам Господь Бог, что в Ней присутствует Святой Дух и никакие человеческие глупости и подлости не способны Его из Церкви изгнать. О чем здесь идет речь? Давайте вспомним одного из ранних церковных историков, отца церковной истории, Евсевия Кесарийского, который на страницах своей книги, написанной в IV веке, сказал очень верную вещь:

"Да не будет того, чтобы в доме Отца всякой истины, в доме Иисуса Христа, который есть Церковь Христова, придумывались разные небылицы ради прославления имени Божиего".

В истории с благодатным огнем мы сталкиваемся именно с такой выдумкой. Это некий миф, который, казалось бы, должен возвеличить Церковь. Прежде всего, Православную. Но на самом деле, происходит обратное. Из-за таких вот псевдо-чудес имя Божие начинает быть "поношаемо" у всех народов земли.

То, что происходит во время обряда зажжения огня на Пасху в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, некогда происходило в каждой христианской общине. Если мы обратимся к современной литургической традиции Католической Церкви, то мы увидим, что в ней этот обряд совершается до сих пор. Он сохранился в силу большего архаизма богослужебной традиции Римской Церкви. У нас же, в православной традиции, прежде всего из-за многочисленных литургических реформ, изначальная простота богослужения, связанного с возжжением огня на Пасху была, к сожалению, утрачена.

Давайте вспомним чинопоследование любой воскресной службы. Обряд входа: открываются царские врата, хор поет "Свете тихий", и медленно процессия принесения зажженной свечи, со священником во главе, выходит из северных врат алтаря и заходит в центральные. Именно это является сутью вечернего богослужения. Это заимствовано из богослужения синагоги, потому что в еврейской и в раннехристианской традиции было в норме каждый вечер зажигать новый огонь в доме и благодарить за него Бога.

Понятно, что та пасхальная вечерня - служба Великой Субботы, когда и зажигается огонь в святой Кувуклии (часовне на месте Гроба Господня) в Иерусалиме и есть вечерняя служба. Почему этот самый обыкновенный, вполне доступный обряд превратился в такое псевдо чудо? Отчего вокруг него так много суеты, физических и меркантильных спекуляций? Могу сказать, что очень часто в праздник Пасхи суета вокруг Благодатного огня, доставляемого из Иерусалима, подменяет радость о воскресшем Спасителе, что, естественно, с церковной точки зрения недопустимо.

В прежние времена в России уделяли столько внимания Благодатному огню?

На Руси, конечно же, знали, что есть некое событие, которое происходит в Иерусалиме. Уже в начале XII века, игумен Даниил, ходивший в паломничество к Святому Гробу Господню, писал о снисхождении огня как о чуде. Но в его рассуждениях, в его описании паломничества, есть моменты, которые позволяют нам понять, что в то время было очень много споров: является ли этот огонь чудом, которое сходит с неба или же это огонь, который иерусалимский епископ возжигает на Пасху, как любой священник, совершающий пасхальную службу в своей общине. Надо сказать, что до конца XIX века, до массового паломничества русских людей в Палестину, этот миф про Благодатный огонь не был распространен на Руси и на христианском востоке в частности.

Давайте вспомним, что первое свидетельство о том, что на Гроб Господень в Великую Субботу сходит Благодатный огонь, принадлежит французскому паломнику Бернарду. Это свидетельство датируется примерно 870 годом. Любопытно, что Святейший Патриарх Фотий, который к тому времени собирал свою знаменитую библиотеку, пытаясь в ней объединить все наиболее значимые явления христианской жизни, описывает, примерно во тоже время события, связанные с пасхальным богослужением в храме Гроба Господня, но ни разу не упоминает о том, что там имеет место какое-то чудо. В Византии об этом псевдо-чуде впервые начинают говорить при императоре около 940-ых. Появляется некое сочинение, принадлежащее царскому писарю Никите.

Этот миф, в первую очередь, произвел впечатление на западных паломников. Быть может, потому, что в то время этот обряд был либо подзабыт, либо утрачен. А на Востоке хорошо понимали, что происходит и прекрасно отдавали себе отчет в том, что это, конечно же, священный огонь в том смысле, что это - огонь, возжигаемый на Пасху, но никакого сверхъестественного происхождения за этим огнем не скрывается.

Надо упомянуть одного из первых церковных деятелей XIX века, епископа Чиверинского Порфирия (Успенского). Этот великий историк и церковный археолог оказался в середине 40-х годов на Святой Земле и организовал там Русскую Духовную Миссию. Она была призвана помочь русским паломникам почувствовать себя в Палестине, как дома. Епископ Порфирий здесь впервые столкнулся с рассказом о Благодатном огне, и тогдашний местоблюститель патриаршего престола в Иерусалиме признался ему, что он из года в год возжигает тот самый огонь, который люди считают чудесным, от скрытой лампады, которая находится в Кувуклии.

В начале ХХ века известный российский ученый Игнатий Крачковский собрал все сведения, касающиеся Благодатного огня, которые содержатся у арабских писателей. Эта работа была опубликована в журнале "Христианский Восток". Крачковский отлично продемонстрировал, что арабы, уже начиная с Х века, знали истинную суть происходящего. Однако арабские авторы не могли поверить, что огонь зажигается просто от скрытой за движущейся иконой лампады. Они предполагали, что имеет место какая-то хитрость. Они думали, что огонь зажигается сам по себе с помощью какого-нибудь хитроумного химического приспособления. Они даже представить себе не могли, что может иметь место такой обман.

Здесь конечно, необходимо привести одно из главных свидетельств Русской Православной Церкви в пользу того, что мы имеем дело с обычным обрядом. Это глубокое по своей научной мысли и по проникновению в суть литургического явления, произведение профессора Санкт-Петербургской духовной академии, знаменитого литургиста, пожалуй, самого главного литургиста ХХ века Николая Дмитриевича Успенского. В 1949 году он произнес т.н. Актовую речь. Это добрая традиция любой духовной школы. На престольный праздник, помимо Божественной литургии, бывает актовый день. Собирается и профессорско-преподавательская корпорация, все студенчество, приходят выпускники. Тогда, по поручению духовного совета академии, один из профессоров произносит речь на заданную тему.

Можно оставить в стороне политическую подоплеку, почему именно в 1949 году совет Ленинградской духовной академии поручил Успенскому рассказать подлинную историю Благодатного огня. Николай Дмитриевич проработал к тому времени достаточное количество служебников Иерусалимской традиции, и с помощью тех самых обрядов и молитвословов, которые прописаны в этих служебниках, он прекрасно показал, что, на самом деле, никакого чуда нет. Накануне службы Великой Субботы, в самом храме Гроба Господня вымываются лампады и с особыми молитвами должен быть в них зажжен новый пасхальный огонь. Вот, собственно, такова история с церковно-исторической точки зрения.

см. Н.Д. Успенский. К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме.

Почему же в XX веке ситуация так изменилась?

Если оценивать то, что происходит сегодня в России с Благодатным огнем, то стоит вспомнить, что до 70-х годов этого массового психоза, а иначе я не могу назвать это состояние ажиотажа вокруг привоза Иерусалимского пасхального огня, не было. Я в свое время говорил на эту тему со своим духовником, покойным протоиреем Василием Ермаковым, который служил на Серафимском кладбище. И он говорил, что до 70-х годов какого-то массового знания, массового интереса к огню не было.

Я, кстати, прекрасно помню, как в Великую Пятницу мы с ним приводили в порядок алтарь. Безо всякого особого священнодействия, без особой молитвы, мыли все алтарные лампады и зажигали в них именно новый огонь. То есть в каком-то виде эта традиция в Русской Православной Церкви сохранилась. Наверное, такой интерес, такая нездоровая любовь, я бы сказал, появляется в 70-е годы, потому что это - эпоха застоя, и человеческая натура требовала чего-то такого чудесного.

Ну а потом, в 90-е годы, этим решили воспользоваться недобросовестные пастыри и умелые политики и бизнесмены, которые используют это и для саморекламы, и для политической рекламы. Это рождает какой-то новый тип православного благочестия, который не имеет никакого отношения к христианской православной традиции. Происходит какое-то перерождение православной духовности и это, на самом деле, самое страшное, что может быть связано с эти псевдо-чудом, с мифом о сверхъестественном чудесном происхождении огня.


Один из мифов - что огнем, зажигающимся от благодатного огня, не обжигаются, что можно им умывать лицо и даже борода не загорается…

Вы знаете, я никогда не был на богослужении Великой Субботы в Иерусалимском храме. И как ответить Вам на этот вопрос, на самом деле, не знаю. Люди очень часто выдают желаемое за действительное. Я полагаю, что многие люди искренне считают, что огонь не жжет, что он имеет сверхъестественное происхождение, и они, по вере своей, наверное, это получают. Но ведь вера - это наша убежденность в истине. Они верят во что-то, что по-настоящему и не существует, то есть получают не по своей вере, а по своему суеверию.

Насколько я помню еще с уроков физики, если руку над пламенем свечи держать не сверху, а посередине, то оно не жжет. Может быть поэтому?

Может быть и так. Может быть, это явление и имеет какое-то абсолютно практическое, физическое объяснение, но мне не хотелось бы с точки зрения каких-то точных наук вторгаться в сферу духовного. Я думаю, что здесь мы должны решать этот вопрос либо с православными пастырями, либо с православными психиатрами, потому что этот массовый психоз - явление нездоровой психики.

Очень распространена история о том, что как-то раз один армянский епископ добился того, что он вошел в Кувуклию, но там благодатный огонь не сошел. А сошел рядом с храмом, где толпились православные греки. До сих пор показывают трещину на колонне при входе в храм Гроба Господни, где якобы это произошло.

Знаете, есть такая наука, как сопромат. Я как археолог, готов сказать, что повреждения встречаются достаточно часто. Утверждать, что это произошло именно оттого, что Благодатный огонь сошел именно в то место, это - кощунственно, надругательство над всесилием нашего Господа.

В апреле 2009 года диакон Александр Мусин был соавтором обращения к Патраирху Кириллу с просьбой дать "богословскую, литургическую и историческую оценку как самому "огню Великой Субботы", возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся в последнее время практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения". Ответа так и не последовало. В этом году, как и прежде, 1 апреля в Израиль за Благодатным огнем прибудет многочисленная российская делегация.

Беседовал М.Фатеев, текст подготовила Д. Микитанинец


Все материалы об этом -см. у меня по тэгу
 

Tags: т.н. благодатный огонь, церковь сегодня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments