tapirr (tapirr) wrote,
tapirr
tapirr

Categories:

"Алиса" на экране. Часть 2

Дорогие друзья! Продолжаем исследовать историю экранизации книги Л.Кэрролла (приуроченную к выходу нового фильма)

Начало - первая часть - здесь

В сегодняшней, второй части обзора - период с 1937 по 1965.

Использованы очень ценные сообщения |1|2| mimoid, goodwine, pijamkin, d_desyateryk, такой католог и другие материалы.
Краткие аннотации  приводит goodwine, а пространные впечатления mimoid подписаны отдельно.


9.

Alice in Wonderland
Великобритания, впервые с 1903 - англичане.  1937 год.
Режиссёр: George More O'Ferrall  В ролях: Ursula Hanray, Alban Blakelock,  30 минут.


10.

My Lucky Star ледовое шоу США, 1938 год. № 10

My Lucky Star

США, 1938 год.
В главной роли: Sonja Henie

Собственно, это не кино про Алису. Это ледовое шоу Сони Хени по мотивам. Шоу называлось "Alice in Wonderland" и было снято как фильм кинокомпанией "20th Century-Fox".

My Lucky Star ледовое шоу США, 1938 год. № 10   My Lucky Star ледовое шоу США, 1938 год. № 10

My Lucky Star ледовое шоу США, 1938 год. № 10
http://web.archive.org/web/20051222200932/www.alice-in-wonderland.fsnet.co.uk/aspects/henie star poster





11.



Alice

Великобритания, 1946 год.
Режиссёр: George More O'Ferrall
В роли Алисы: Vivian Pickles
Экранизация радиопередачи (!).



12.

№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США


Alice in Wonderland
Франция - США, 1948 (по другим данным: 1949 или даже 1950) год.
Режиссёр: Dallas Bower

В роли Алисы: Carol Marsh, 83 минуты

№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США

№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США

Пижамкин:  "Следующая «Алиса» (1949 год) была уже не американского, а французского производства. Фильм назывался «Alice au pays des merveilles». Режиссер Даллас Боуэлл, Алиса – Кэрол Марш. Наряду с настоящими актерами, роли сказочных персонажей в фильме «играли» куклы, созданные известным мастером Лу Буниным. Многие сцены снимались на натуре, возле настоящих домов Кэрролла и Алисы Лидделл!

Photobucket

С выходом англоязычной версии фильма в США возникли проблемы, так как свою «Алису» в это же время снимал Дисней, начались препирательства кинокомпаний. Оба фильма вышли в Америке в 1951 году, и оба провалились в прокате. Но Дисней приложил немало сил к тому, чтобы раскрутить свой фильм на телевидении, и в итоге все же обошел конкурентов по популярности."

№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США

№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США

№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США

d_desyateryk: "В дальнейшем «Алиса» на экране подчинялась намеченным здесь двум линиям: воспроизводству семейных увеселений или попытке найти оптику нонсенса.

3.55 КБ

Эта коллизия заметна во франко-американской экранизации 1949 года. Британец Даллас Боуэр не обходится без обязательных песен и танцев, закадрового комментария и стандартной блондинки в главной роли (Кэрол Марш, 23 лет), обрамляет фильм сценами в Оксфорде, включающими визит королевы Виктории в университет, лодочную прогулку Чарльза Доджсона с сестрами Лидделл, засыпание и пробуждение Алисы.

23.10 КБ


Едва Доджсон начинает рассказ, как открывается рукотворная вселенная, где Алиса остается единственным человеческим существом в окружении кукол и декораций, внутри активной многоуровневой инсталляции, где каждая деталь не только продумана, но и изысканно остранена. Падение в нору совершается по траектории плавно парящего листа; Алиса минует в этом грациозном полете пустые рамки то ли картин, то ли фотографий конца ХІХ века; буфет с посудой вырезан из бумаги; единственный объемный объект – вращающийся глобус (намек на монолог Алисы про падение сквозь центр Земли и антиподов), наконец, приземление вздымает целый вихрь листьев, после чего камера фиксируется на долго кружащемся дубовом листке – такие визуальные рифмы придают фильму особое очарование.


16.92 КБ


Боуэр всячески подчеркивает эфемерность Страны чудес с ее бумажными замками и лесами и в то же время делает ее основным законом эксцентрическое преувеличение. Дом Кролика (деятельного и уверенного альтер-эго Алисы), словно позаимствованный из фильмов экспрессионистов, разваливается от хлопка дверью. Есть тут и цитата из Миро в виде частокола тонких мачт, увенчанных разноцветными флажками. Приглашение на крокет несет целый взвод марширующих и поющих рыб-униформистов. Визит к Герцогине влечет каскад громовых несуразиц: протуберанец красного перца провоцирует всеобщий взрывной чих, разрушающий дом вдребезги и выбрасывающий орущего младенца на облако, откуда он, немного постояв на голове, падает прямо на руки Алисе.

11.85 КБ

Двор Дамы Червей обряжен наподобие арлекинов или карикатурных шотландских гвардейцев; в крокет играют, танцуя, с церемонными поклонами; Шляпник не столько безумен, сколько изящен; Чеширский Кот, как и все персонажи-животные, выглядит выразительнее людей. Отдельного упоминания достойна встреча Алисы с гигантским игривым щенком, колокол на шее которого гудит с солидностью Биг-Бена.
Даллас Боуэр задал новые возможности для последующих экспериментов. К сожалению, его работу выпустили с двухгодичным опозданием, уже после премьеры мультфильма Клайда Джероними, и тем самым обрекли на полузабвение."

№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США

№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США

№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США№ 12 Режиссёр: Dallas Bower США


!

mimoid: "Мне кажется, это одна из лучших реализаций эпизода, в котором Алиса вырастает и плачет:

А вот еще нарезка с падением, песнями и всякими зверушками" !





13.

№ 13 Дисней

Alice in Wonderland

США, 1951 год.
Режиссёр: Clyde Geronimi, Wilfred Jackson
Голос Алисы: Kathryn Beaumont

И это Дисней.
Первый 100% мульфильм.
Одна из популярнейших и известных экранизаций.
Кэтрин Бомон озвучила Алису в том же 1951 году в "The Walt Disney Christmas Show" и в 2002 году в ""House of Mouse".

mimoidАлиса в Стране чудес/Alice in Wonderland (Клайв Джероними, Уилфред Джексон, Гамильтон Ласки, 1951, США) - самая популярная

"Думаю, все этот мультфильм видели, а я вот посмотрел только на днях. Все красочно и музыкально, в духе диснеевской "Фантазии". Сюжет, как водится, склеен из обеих книжек. Атмосфера сна передана удачно, под конец происходящее даже превращается в кошмар. Но все-таки настроение у мультика чересчур праздничное и приподнятое, все прыгают, веселятся и радостно поют. Вообще, поскольку "Алису" обычно экранизируют в расчете исключительно на детей, фильмы делают веселыми и легкими, а ведь в книге Алисе постоянно грубят и приказывают, ее поучают и ставят на место, то и дело заставляют читать наизусть стихи - словом, не самый приятный сон она видела. Ну а по той причине, что в книге много стихов, все считают своим долгом забацать мюзикл, что лично меня совсем не приводит в восторг. Так и при просмотре этой версии я в середине, признаться, со скуки задремал, хотя детям все это, наверное, должно нравиться.

Наверное, самая известная экранизация "Алисы" - мультфильм студии Диснея (1951), о начале работы над которым было объявлено еще в 1945-м. Однако с его выходом на экран связана одна некрасивая история. Приблизительно в то же время режиссер Даллас Бауэр снимал во Франции  № 12. (см. выше) "Алису в стране Чудес", в которой живые актеры сосуществовали в кадре с куклами. Фильм был англоязычный и снимался для студии Лу Бунина, мастера кукольной анимации. Предположу, что съемки проходили во Франции, поскольку Бунин не мог работать в США после того, как был уволен с MGM и стал "жертвой маккартизма" (деталей не знаю).

Идеей заменить актеров в костюмах зверей куклами фильм, пожалуй, опережал время: к ней вернулись лишь годы спустя (например, в "Dreamchild" (1985), для которого куклы делала контора Джима Хенсона, а в более поздних экранизациях кукол заменили компьютерные персонажи). Картина была готова в 49-м, однако американскую премьеру назначили на 51-й. Фильм стоил 1.5 миллиона долларов, но диснеевский был в два раза дороже, поэтому неудивительно, что американцы забеспокоились, опасаясь конкуренции в прокате. И тогда студия Диснея решила засудить конкурентов, заявив, что версия Бунина была сделана с одной целью - сбить с толку зрителей, уже разогретых диснеевской рекламой, и незаслуженно присвоить чужие доходы. Ситуация иронично описана в статье Таймс от 16 июля 1951 года.

В результате фильм Бунина в США так и не увидели. Пишут, кстати, что запрещен он был и в Британии, так как Королева, любившая рубить головы, слишком напоминала королеву Викторию. Впрочем, эта нечестная игра все равно не помогла Диснею, и его мультфильм в прокате провалился, хоть впоследствии и стал классикой."




№ 13 Дисней

А теперь собственно о диснеевской «Алисе». Мультфильм был снят в 1951 году, продолжительность 75 минут. Алису озвучила актриса Катрин Бомонт. Режиссеры – Клайд Джеромини, Уилфред Джексон и Гамильтон Ласк.
Кроме «Алисы в стране чудес», как основы сюжета, в мультике присутствуют и эпизоды из «Алисы в Зазеркалье»

Photobucket
Времена Pink Floyd близки…
Photobucket
Разумеется, как и всё, что делает Дисней, мультик про Алису не остался только мультиком. На его основе были созданы аттракционы в Диснейлендах под названием «Безумное чаепитие». Но сам мультфильм, повторюсь, в США шибко популярным не был."



{C}№ 13 Дисней


№ 13 Дисней


В 1951 году права на экранизацию удалось получить Walt Disney Company. Режиссером картины стал Клайд Джероними, а помогали ему Уилфред Джексон и Хэмильтон Ласки. В сюжете этой яркой мультипликационной версии переплетаются идеи и персонажи сразу обеих сказок Кэрролла - "Алиса в стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье": создатели не смогли обойтись без Труляля и Траляля и очаровательных поющих цветов.

Джероними удалось создать мультфильм в свойственной студии манере, а неповторимую атмосферу происходящего помогает поддерживать музыка Оливера Уоллеса – песни из диснеевской "Алисы" забыть невозможно. В 1952 году фильм получил премию Оскар в категории "Лучший саундтрек для музыкальных картин". Картина также была включена в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля, а создатели мультфильма номинированы на главную премию фестиваля – "Золотого льва".

"Алиса в Стране чудес" считается ярким примером "золотого века" студии Disney, однако сам Уолт Дисней называл "Алису в Стране чудес" одним из нелюбимых мультфильмов, созданных его студией. Дисней считал, что героине не хватает "душевной теплоты" и "сердечности". (ria)


№ 13 Дисней

№ 13 Дисней



14.



Alice in Wonderland
США, 1955 год.
Режиссёр: George Schaefer
В роли Алисы: Gillian Barber


15.



Представление по средам: Алиса/The Wednsday Play: Alice (Гарет Дэвис, 1965, Великобритания) - о муках педофила

mimoid: Все больше убеждаюсь в том, что британское телевидение в 60-х было лучшим в мире, и если кому-то необходимо будет рассуждать на тему "телевидение как вид искусства", следует упомянуть великолепные фильмы, производившиеся в те годы по заказу BBC. "Алиса" - эпизод телесериала (или, может быть, правильнее - передачи) "The Wednsday Play". К сожалению, этот фильм не выпускался ни на каких носителях, единственная доступная копия - из архивов BBC довольно скверного качества (скачать можно на карагарге). Это история взаимоотношений автора "Алисы" и маленькой Алисы Лидделл. Какие именно чувства испытывал Доджсон к своим юным подружкам - вопрос непростой. Многие полагают, что сама постановка такого вопроса неэтична, ибо копаться в грязном белье гения - занятие неблагородное. К тому же, нет никаких данных, позволивших бы обвинить его в "непристойных действиях" (если не считать таковыми фотографии одетых девочек), а тот факт, что его признание (предположительное) в любви Алисе Лидделл в "Зазеркалье" крайне завуалировано, косвенно указывает на то, что свои чувства он всегда держал при себе. Как бы там ни было, в этом фильме как раз исследуются такого рода отношения между мужчиной и девочкой.

Джордж Бэйкер исполнил главную роль потрясающе, очень прочувствованно. Его Доджсон в отношениях со взрослыми вспыльчивый, неуравновешенный, не понимает чужого юмора, словом, чудак, живущий в собственном мире. Ему и сочувствуешь, и боль чувствуешь вместе с ним, и стыдишься его - эмоции примерно такие, какие вызывает чтение Достоевского. Я не видел ни одной экранизации "Лолиты", но сомневаюсь, что там муки главного героя могут быть переданы лучше. Напряжение ощущается буквально в каждом эпизоде, в котором он появляется вместе с Алисой. Мать девочки что-то смутно подозревает, но не признается даже себе. Самые страшные подозрения, которые она высказывает вслух, - немолодой Доджсон дожидается взросления Алисы, чтобы просить ее руки. Как же она заблуждается! Впрочем, есть у фильма слабое место. 17-летняя Дебора Уэйтин совсем не похожа на 10-летнюю девочку, которую так любил Доджсон. И в финальном драматическом эпизоде над жалким заикающимся влюбленным смеется уже вполне половозрелая девушка (ну ладно, когда я смотрел фильм, я думал, что ей лет 13-14, но все равно это уже не невинная малютка). Да, эмоциональный накал при этом очень высок, но как это вяжется с восхищением математика маленькими невинными девочками?.. Вряд ли рассказанная история близка тому, что происходило на самом деле, но как самоценная драма она очень впечатляет. Сценарист Деннис Поттер позже сильно переделает эту историю, значительно сместив акценты, новый фильм будет называться "Dreamchild" (1985).

Что касается истории сказочной Алисы, то она показана урывками. Отдельные эпизоды мы видим словно в тумане, разыграны они вполне традиционно, с актерами в костюмах животных. Минималистичные задники, напоминающие карандашные наброски, порадовали.


№ 15 Представление по средам: Алиса/The Wednsday Play: Alice (Гарет Дэвис, 1965, Великобритания)

{C}№ 15 Представление по средам: Алиса/The Wednsday Play: Alice (Гарет Дэвис, 1965, Великобритания)

№ 15 Представление по средам: Алиса/The Wednsday Play: Alice (Гарет Дэвис, 1965, Великобритания)

№ 15 Представление по средам: Алиса/The Wednsday Play: Alice (Гарет Дэвис, 1965, Великобритания)

№ 15 Представление по средам: Алиса/The Wednsday Play: Alice (Гарет Дэвис, 1965, Великобритания)

№ 15 Представление по средам: Алиса/The Wednsday Play: Alice (Гарет Дэвис, 1965, Великобритания)

№ 15 Представление по средам: Алиса/The Wednsday Play: Alice (Гарет Дэвис, 1965, Великобритания)




Продолжение следует.



**

Также рекомендую мою коллекцию иллюстраций к книгам Л.Кэрролла:

alice

alice_assortis alice_audio alice_autors alice_cinema alice_episode alice_video carroll западные иллюстраторы русские иллюстраторы




Tags: alice, alice_cinema, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments