?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Патриарх (тогда ещё Митрополит) Кирилл об экуменизме и отношениях с инославием

Окончание интервью. Начало здесь

ЭКУМЕНИЗМ

- Люди слышат, что в Церкви есть экуменизм, что к нам приезжают англикане, кардиналы. И в то же время чаще и больше они слышат, что в Почаеве антикатолическая конференция, в Сергиеве торгуют антикатолическим катехизисом. И у людей начинается непонимание: как же, собственно, относится Православная Церковь к инославным? Откуда такой разнобой? Это неопределенной позиции Церкви или результат какого-то живого в ней развития? Или, пока все было в Церкви придавлено, наверх шло только самое благообразное, а теперь... Как людям, особенно стоящим вне Церкви, объяснить принцип для различения истинно церковной позиции?

- Позвольте начать вот с чего. Почему сейчас существуют такое устойчивое неприятие самого слова "экуменизм", не говоря уже об экуменической деятельности?

Дело в том, что во времена "застоя" экуменическая деятельность относилась к числу деятельности, разрешенной правительством. Для правительства это было выгодно. Церковь появлялась за границей, следовательно - свидетельствовала о факте своего существования, следовательно - косвенно подтверждала, что в социалистическом обществе может существовать Церковь, и это было каким-то пропагандистским наваром. А у нас в Церкви среди большой, значительной части людей это вызывало аллергию: мол, вот - экуменическая работа Церкви становится частью пропагандистского аппарата государства.

Одному из моих предшественников на посту председателя Отдела внешних церковных сношений, когда он выступал в Московской духовной академии, какой-то незадачливый студент направил вопрос: "Скажите, владыка, чем экуменизм отличается от коммунизма?". Вот это и отражало такие умонастроения - в сознании людей экуменизм был частью мировой революции. И это очень скомпрометировало экуменизм. А ведь пресса, включая церковную, была подцензурна. И все то, что печаталось об экуменическом движении, было в тех допустимых границах, которые очерчивались цензурой. Это было совершенно неудобочитаемо. Это была карикатура на участие в экуменическом движении. Ведь выделялись те моменты, которые были допустимы с точки зрения цензуры и пропагандистских интересов правительства. Это искажало картину.

У нас люди по-настоящему ничего не знают об экуменизме. Отсюда и еще одно заблуждение: будто мы в экуменическом движении предаем православие. Так вот, для того, чтобы оценить деятельность русских богословов, участвующих в экуменическом движении, чтобы понять, что такое экуменическое движение, нужна о нем полная гласность. Нужны широкие общественные дебаты, и не на уровне лозунгом: "Долой предателей православия!", "Долой молитву с еретиками!", а на серьезном интеллигентном богословском уровне.

Сейчас в экуменическом движении кризис. И источником кризиса являются те православные богословы, которых наша внутренняя консервативная православная же оппозиция обвиняет в предательстве православия. Мы являемся источником кризиса, потому что в Канберре, на генеральном ассамблее Всемирного Совета Церквей, и после нее мы - представители не только русской, но всех поместных православных Церквей - заявили о том, что настало время коренных, принципиальных перемен в жизни Всемирного Совета Церквей и всего экуменического движения. Ведь проходят десятилетия, а реального сдвига в плане богословского диалога и сближения позиций, к сожалению, не существует.

Но существует реальный сдвиг в плане совместного свидетельства о Христе, в плане межцерковной помощи и, кроме того - что сейчас очень важно - в выработке общехристианских оценок того, что происходит с нашей человеческой цивилизацией. Позиция по экологии, по экономическим, политическим и социальным проблемам, которые волнуют всех, которые являются знаками кризиса нашей цивилизации - здесь есть определенный сдвиг. Так что прежний образ экуменизма, связанного с пропагандой, отсутствие гласности и знания об экуменизме и - действительно кошмарная ситуация в межконфессиональных отношениях, которая сейчас складывается на территории бывшего Союза. Униатское наступление на Западной Украине перечеркнуло все результаты почти тридцатилетних наших отношений с Римо-Католической Церковью. Началась межконфессиональная война. И тем людям, которые иногда буквально проливают свою кровь на Западной Украине, сейчас говорить о диалоге - все равно, что махать красной тряпкой. И реакция немедленная: кто говорит в таких условиях о необходимости продолжать диалог, является в глазах православных пособником католиков. Но на самом деле, хотим мы или не хотим - другого пути нет. Есть только путь диалога: с католической Церковью, с протестантскими церквами. И несмотря даже на разростающийся межконфессиональный конфликт (который часто смыкается с межнациональным конфликтом) нет другого пути, и мы должны продолжать диалог, потому что иначе - только война.

- А являются ли сейчас Католическая Церковь или протестантские номинации еретическими?

- Строго говоря, ересью называется то учение, которое осуждено собором и которое сознательно опровергает один из догматов. После разделения церквей в 1054 году на православную и католическую, тем более после возникновения в XVI веке реформатских церквей никаких Вселенских соборов не собиралось. Значит, формально ни один вселенский собор не осудил существующие конфессии как еретические. Но в современных конфессиях представлен ведь широчайший спектр богословских взглядов. И несомненно, есть конфессии, о которых мы можем сказать, что в их учении присутствует ересь - то есть, то, что противоречит учению древней неразделенной Церкви.

- А принятие католиками догмата о Непорочном зачатии - делает ли их еретиками?

- Мы не можем так сказать. Мы можем сказать, что этот догмат не присутствовал в предании Церкви первых семи Вселенских соборов. Этот догмат ставит вопрос для богословкого диалога между православными и католиками. И если нам удастся выяснить, что в учении древней Церкви элементы этого догмата присутствовали, то его формулирование не может быть признано еретическим. Если нам удастся доказать, что элементы этого учении в предании неразделенной Церкви не присутствовали, что они созданы заново и не имеют основания в Откровении и Предании Церкви, то тогда мы скажем, что это ересь.

- А Армянская Церковь, о которой в учебниках церковной истории всегда писали, что она еретическая?

- С Армянской Церковь все очень просто. Сейчас закончился богословский диалог между православными и так называемыми "ориентальными" церквами. Эти церкви нельзя назвать еретическими, монофизитскими, потому что они никогда не исповедывали единой природы Христа (Православие исповедует во Христе две природы - прим. tapirr). Вся трагедия взаимоотношений "восточных" православных церквей, к которым относимся и мы, и "ориентальных" православных церквей (это условные обозначения, ведь "ориентальные" в переводе и значит "восточные") в том, что между нами различия - в терминологии, а не в сути вероучения. И вот сейчас закончился официальный диалог, и обе стороны через этот диалог заявили о полном православии другой стороны. С догматами у членов Армянской Церкви все в полном порядке. И когда в VI веке эта Церковь отделилась от Византийской - это было результатом того, что богословие стало прикрытием, идеологическим обеспечением национальной борьбы за независимость от Византийской империи.

- И сейчас православный священник может с чистой совестью причащать христианина Армянской Церкви? Я знаю случай, когда умирающему армянину, беженцу, было отказано в этом как еретику.

- Здесь нужно различать две вещи: результаты богословского диалога и общецерковный акт о восстановлении общения. Диалог закончился, и все православные Церкви, и восточные, и "ориентальные" заявили о том, что не существует вероучительных различий. Но дальше результат этого диалога должен быть принят Церквами и должен быть произведен соборный акт, признающий результаты этого диалога, причем всеправославный соборный акт. Кстати, по всей вероятности на следующий год будет собрано Всеправославное совещание в Шамбези именно по этому вопросу. И в настоящий момент я бы сказал так: в случае крайней нужды, смертельной нужды можно причастить армянина, он не является еретиком. Но иметь нормальное евхаристическое общение до общецерковного примерения, - рано.

- А евхаристическое общение с Католической Церковью?

- В 1970-х годах Синод принимает решение о допуске к причастию католиков и старообрядцев в случае крайней нужды. Почему такое решение приняли? По пастырским соображениям. В целом ряде районов было много католиков, которые не имели своих храмов и регулярно посещали православные, принимали участие во всех службах, вели себя как "добропорядочные православные", активные члены православных приходов, и не могли причащаться. А католических церквей вообще не существовало - на многие тысячи верст вокруг. Особенно это касалось Украины. И тогда Синод, учитывая эту ситуацию, разрешил их причащать в крайних случаях. К тому же, Второй Ватиканский Собор разрешил католикам причащаться в православных храмах. И в 1970-х годах у нас был интенсивный диалог с Католической Церковью, и в этом диалоге мы также обсуждали униатскую проблему. Формально все говорили о том, что униатской церкви на Западной Украине не существует. Но было хорошо известно, что всегда были люди, которые разделяли убеждения греко-католиков. И обращаясь к ним, папа Павел VI сказал, что они, оставаясь католиками, находятся под пастырским окормлением Русской Православной Церкви в связи со сложившимися историческими обстоятельствами. И вот для того, чтобы дать возможность этим людям иметь таинства, Синод принял это решение. И мне кажется, что это был правильный путь решения униатской проблемы. В 1980-х годах отменяется решение Синода, причем речь шла только о католиках. Сыграли свою роль два фактора. Во-первых, было довольно сильное давление на Русскую Церковь со стороны Греческой, и особенно афонских монахов, которые утверждали, что это решение Синода является неправомерным. Но, правда, в этому времени начинает меняться и ситуация внутри нашей страны. Тогда еще не было массового открытия католических храмов, но уже было какое-то предчувствие начала этого процесса. И Синод отменил это решение.

- А православные могут причащаться в католических храмах, если они находятся в эмиграции, где нет православных церквей, или в туристической поездке за границу?

- С точки зрения официальной позиции Церкви - не имеют права причащаться в католической Церкви. А что касается реальной жизни, то знаю, что бывало по-разному. Иногда в госпитале на смертном одре принимали русские люди причастие у католиков, хотя это бывало довольно редко.



Часть 1 здесь

Интервью с митр. Кириллом Смоленским, взял Яков Кротов в сентябре 1991 года. Расшифровка неотредактированная.
krotov.info/spravki/persons/bishops/gundyaev.htm

Вариант отредактированный и опубликованный

 







Россия без Путена и Навального!

Comments

( 30 комментариев — сказать )
dion2006
8 дек, 2008 10:28 (UTC)
Сохрани нас Господь от Патриарха - еретика!
dion2006
8 дек, 2008 10:35 (UTC)
на всякий случай - я не считаю Местоблюстителя еретиком.
Но если новый Патриарх будет служить с Папой или с Католикосом - поменяю юрисдикцию...
(без темы) - tapirr - 12 дек, 2008 13:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 12 дек, 2008 13:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dion2006 - 12 дек, 2008 13:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 11 сент, 2010 14:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dion2006 - 11 сент, 2010 15:58 (UTC) - Развернуть
andreybar
8 дек, 2008 10:32 (UTC)
Что это за аргумент?
"И если нам удастся выяснить, что в учении древней Церкви элементы этого догмата присутствовали, то его формулирование не может быть признано еретическим."

Еще тысячу лет выяснять будут?
ben_haadam
8 дек, 2008 10:35 (UTC)
Ну, это было ооочень давно... Боюсь, что взгляюы митр. Кирилла значительно эволюционировали в сторону фундаментализма.
fater_go
9 дек, 2008 07:27 (UTC)
Вот-вот! Только на это и уповаем!
ex_fjoseph
8 дек, 2008 11:53 (UTC)
"принимали русские люди причастие у католиков" - католик = не русский. Митрополит Кирилл украл у меня национальность :)
(Анонимно)
15 ноя, 2009 07:26 (UTC)
Я русская католического вероисповедания. Молюсь за единство христиан в Единой Святой Вселенской Апостольской Церкви. Надеюсь на преодоление раскола Церкви на западную и восточную ещё при моей жизни...Хочу черпать от духовных богатств обеих ветвей христианства, не выслушивая взаимное поношение и осуждение клиром друг друга... А наслушалась и начиталась уже так много предвзятых и откровенно неправдивых мнений друг о друге, которые разрывают мне сердце. Люблю всех!
(без темы) - tapirr - 15 ноя, 2009 18:49 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
8 дек, 2008 13:50 (UTC)
простите за офф - не можем связаться иначе
Добрый день,
Вас беспокоит голландская газета NRC Handelsblad, ведущее издание Нидерландов. В Вашем Живом Журнале мы видели фотографию Евгении Альбац (с марша несогласных 2007). Если у Вас есть такое же фото г-жи Альбац большего размера или другое ее фото, мы с удовольствием приобрели бы ее для нашего издания. Единственное условие - фото нужно нам в самое ближайшее время, интервью с Евгенией Марковной уже готово и должно уйти в печать.
Если Вы можете нам помочь - откликнитесь, пожалуйста, по почте nrc_h@mail.ru и я скину Вам наши контакты.
Заранее благодарим!
С уважением,
Юлия
dorianka
10 дек, 2008 09:10 (UTC)
Жаль, конечно, человека... А вот что пишут в Википедии про его местоблюстителя - http://ru.wikipedia.org/wiki/Кирилл_(Смирнов)
tapirr
12 дек, 2008 13:07 (UTC)
Это другой :)
zdobinutom
12 дек, 2008 07:24 (UTC)
"- Строго говоря, ересью называется то учение, которое осуждено собором и которое сознательно опровергает один из догматов. После разделения церквей в 1054 году на православную и католическую, тем более после возникновения в XVI веке реформатских церквей никаких Вселенских соборов не собиралось. Значит, формально ни один вселенский собор не осудил существующие конфессии как еретические."
Ерунда какая! А самого разделения мало?
tapirr
12 дек, 2008 13:03 (UTC)
Для чего мало? Разделение - это раскол.

К понятию "ересь" событие раскола не имеет никакого отношения (хотя иногдла и МОЖЕТ иметь)

Для католиков раскольники - православные, для православных - католики. Но ни те, ни другие не еретики.

(Но вообще, это смело: "Какая ерунда" про слова Местоблюстителя ;)
(без темы) - zdobinutom - 12 дек, 2008 15:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zdobinutom - 13 дек, 2008 00:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 12 май, 2012 05:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zdobinutom - 12 май, 2012 05:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - George Malaniya - 12 июн, 2012 20:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 12 июн, 2012 22:27 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
29 мар, 2011 21:08 (UTC)
...все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится...
credoindeum
29 дек, 2011 05:29 (UTC)
Я русский по рождению, православный по крещению, в своё время долго изучал богословие и догматику Православной и Католической Церкви, и, в итоге, под давлением фактов, которые мне стали известны, осуществил переход в католичество. Сейчас, в настоящее время, я официально являюськатоликом, исповедаюсь и причащаюсь только в католических храмах. При этом каждый день от всего сердца не устаю молиться за единство наших церквей. Начиная со II Ватиканского Вселенского Собора, который прошёл в середине XX века, православные теперь для нас, католиков, не еретики, а - братья! Поздравляю всех католиков с прошедшим, а православных - с наступающим Рождеством Христовым! Желаю счастья, мира и любви! Аминь!
Знание! - philosoph3000 - 8 июн, 2013 23:18 (UTC) - Развернуть
livejournal
12 май, 2012 08:53 (UTC)
Патриарх Кирилл о катехизации, экуменизме и Александр
Пользователь alena197 сослался на вашу запись «Патриарх Кирилл о катехизации, экуменизме и Александре Мене» в контексте: [...] ниях с инославием и понятии "ересь" здесь: http://tapirr.livejournal.com/1693991.html [...]
(Анонимно)
15 авг, 2015 17:21 (UTC)
Про экуменизм
А где аудио этой части интервью?
tapirr
15 авг, 2015 22:14 (UTC)
Re: Про экуменизм
Аудио этой части не публиковалось.

Можете , я думаю, обратиться к автору инт. - Я.Кротову.
( 30 комментариев — сказать )

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by phuck