tapirr (tapirr) wrote,
tapirr
tapirr

Category:

"Необыкновенный фашизм"

В продолжение темы о фильме (рекомендую её), который будет сегодня вечером по ТВ ( Четверг 0:10 Телеканал "Россия")
материал wild_boris "Необыкновенный фашизм"


"...Это была не история фашизма, написанная историком-ученым, а личный взгляд Ромма на события..."
Владимир Дмитриев, заместитель директора Госфильмофонда.


Название:Обыкновенный фашизм
Год выхода:1965
Жанр: Документальный
Режиссер: Михаил Ромм

Говорят, что, когда он вышел, в 1965, его посмотрели 20 миллионов. За год. В принципе, это немного. Теперь вот Майя Туровская, одна из соавторов сценария, грустит, что "ксенофобия и нацизм вновь стали актуальной проблемой XXI века". Подразумевается, что, если бы "Обыкновенный фашизм" 40 лет крутили на каждом углу, то этого бы не случилось. И вот тут мне хочется усомниться, а сомнениями - поделиться.

Те, кто фильм не смотрели, или смотрели невнимательно, убеждены, что он об истории национал-социализма в Германии, с последующим его (национал-социализма) разоблачением. А вот и нет! То есть, что-то такое, конечно, есть, но главная задумка совсем не в этом. В первую очередь пафос направлен против "загнивающего Запада". Ключевые для понимания всей идеи кадры находятся там, где им и положено быть - в заключительной главе. Это хроника тренировки морпехов США. Потные, яростные лица, отрывистые команды. Комментарий соответствующий: "Снова людей стараются превратить в животных...". Смысл прозрачен - вот, где настоящий фашизм окопался. Будем бдительны, товарищи, натовские агрессоры не дремлют. Это как бы продолжение кадров с солдатами Вермахта на оккупированных территориях. "Вот к чему приводит бездумное выполнение приказов!".

И альтернативой, конечно, хроника с Красной Армией. Я готов согласится с тем, что советских солдат тренировали как-то по другому, добрым словом, уговором и ленинской правдой, а каждый приказ обсуждали всей ротой, готов согласится, что с точки зрения эстетики в любой армии мира приятнее было бы видеть не звероподобных парней, а интеллигентов во фраках, если бы не одно "но".

Многоликому американскому фашизму, "превращающему людей в животных", в фильме посвящено слишком много места. Тут и автомобильные гонки, конкурсы красоты, женский бокс, джаз, разумеется - как же без него. Если считать, что фильм о фашизме, то изобилие этого, со вкусом подобранного компромата, непонятно. Но если предположить, что фашизм для Ромма - только повод поговорить о язвах буржуазного общества - тогда все встает на свои места. Ведь не мог он не знать, что "животные" морпехи внесли свой, не такой уж маленький, вклад в дело сокрушения Гитлера, а прочие, разложившиеся от джаза и конкурсов красоты американцы, собирали в рабочее время студебеккеры, на которых Красная Армия доехала до Берлина. Но идея, как известно, сильнее правды.

Собственно, с правдой-то у Ромма отношения особые, как у любого сталинского режиссера. Он из замечательной плеяды профессиональных мифотворцев. Кадры из "Ленина в октябре" - "штурм" Зимнего - крутили в позднесоветское время по телевизору как кинохронику. И никто не волновался. Вероятно, в 65-м году, смотря "Обыкновенный фашизм", так же проглотили всякие замечательные придумки, вроде Гинденбурга, которого "крупнейшие монополисты" соблазняют 2 миллиардами марок, чтобы он немедленно назначил Гитлера рейхсканцлером(!). А Гинденбург жаден - сообщает Ромм, и тут же показывает, как знаменитый полководец вручает швейцару на чай. Вроде бы нейтральный эпизод, но так подан, что остается твердое впечатление - жадина Гинденбург и швейцара обобрал:) Для чего эта явная туфта? А все для той же концепции - пока жив последний капиталист, будет жив и фашизм. И не только капиталист. Ленину, как известно, не давали покоя мелкие лавочники, вот и Ромму покоя не дают. И им режиссер уделил внимание. Пока не отправятся все капиталисты и лавочники в ГУЛАГ, не будет мира во всем мире.

А вот еще пример подгонки фактов под концепцию. Сложное содержание, - писал потом Ромм, - должно было возникать в результате прямого столкновения парадного, лакированного фасада империи с подлинной действительностью. Но ее не было. Совсем не было!... Мы просмотрели два миллиона метров материала— два миллиона! — и ничего не нашли. Конечно, это не так. "Большие каникулы 30-х" Владимира Дмитриева показали этой бытовой хроники выше ушей. Просто эта хроника замыслу "столкновения фасада и подлинной действительности" не соответствовала, поэтому притворились, что ее как-бы нет. Разве может быть что хорошее от Гитлера?:) Даже строительство знаменитых автобанов Ромм умудрился показать так, что становится ясно - не в автобанах счастье.

Еще любопытный момент, с общей концепцией напрямую не связанный. Вот Ромм перечисляет борцов с фашизмом: это Тельман, Тельман и еще раз Тельман. И Роза Люксембург, где-то сбоку. Между тем, ценность "борьбы" коммунистов равнялась отрицательной величине. Все мы помним, что именно отказ коммунистов союзничать с социал-демократами, привел Гитлера к власти. Идеологические шоры бесславно довели Тельмана до тюряги. Парадокс, но главными борцами с фашизмом в Германии оказались отнюдь не коммунисты, а моряки и военные. После Хрустальной ночи, например, именно армейские и флотские офицеры составили петицию с требованием прекратить безобразия. В частности, ее подписал адмирал Лютьенс, который потом геройски погибнет вместе с "Бисмарком". Про знаменитую фразу Геринга "В своем штабе я сам решаю, кто еврей", думаю, и говорить нечего. В результате еврейские погромы пришлось переместить за пределы Германии, особенно туда, где им способствовало население - в Польшу, затем на Западную Украину, в Прибалтику.

Я гарантированно буду оплеван прогрессивным человечеством, но некоторые банальные истины, с которыми работает Ромм, вроде "книги жечь нехорошо", лично мне аксиомами не кажутся. "Жгли книги!" - патетически восклицает Ромм, а дальше перечисляет, кого жгли - Маркса, Энгельса, Ленина, "лучшего немецкого писателя" - Фейхтвангера. Можете кидать в меня булыжниками, но я бы сжигающим Маркса и Фейхтвангера памятники бы ставил:) Но самое интересное не в этом, а в том, что, усердно разыскивая в чужом глазу соринки, Ромм старательно не замечает в собственном бревна. Еще в 1923 году Крупская написала инструкцию, которая легла в основу секретной директивы Наркомпроса. Изъятию и уничтожению подлежали: Платон и Аристотель, Декарт и Кант, Шопенгауэр и Ницше, Толстой и Достоевский, и многие другие. По последним двум авторам большевики и нацисты оказались удивительно единодушны. Но даже Геббельс не додумался до идеи предавать "лиц, виновных в сокрытии запасов книг" революционному суду.

Есть ли у фильма достоинства? Безусловно! Примерно того же сорта, что и у карикатур Ефремова (Ефимова? - tapirr). Это гениальная пропаганда, причем исполненная строго по рецептам того самого Адольфа Алоизовича, против которого направлена благородная ярость. Вот, например: Как плакат сам по себе не является искусством, так и пропаганда по содержанию своему не является наукой. Все искусство плаката сводится к умению его автора при помощи красок и формы приковать к нему внимание толпы...Чем меньше так называемого научного балласта в нашей пропаганде, чем больше обращается она исключительно к чувству толпы, тем больше будет успех.... Посмертно откомментировал, можно сказать:) И действительно - точность, правдивость - все это в пропаганде лишнее. Яркость, напор, остроумие - вот главные критерии. Поэтому фильм и называется - "Обыкновенный фашизм", а не "Обыкновенный национал-социализм", как было бы правильно, ведь между этими понятиями разница даже больше, чем между большевиками и меньшевиками. Генерал Григоренко, например, вспоминал, что, когда пленного немецкого офицера назвали фашистом, он, показав на соседнюю колонну пленных итальянцев, сказал "Фашисты - вон там. Мы - национал-социалисты!" Но первый вариант звучнее - и это решает дело.

Конечно, есть и другие мнения. Добрый юзер Миклуха-Маклай , скажем, оправдывал Ромма примерно так: Вся антизападная пропаганда в фильме - она для маскировки. А на самом деле, все это большая фига в карман советской власти. Доказательств много. Тут и монументальное немецкое искусство, показанное кровным братом соцреализма, и Гитлер на выставке картин a la Никита Хрущев, сходство массовых праздников и т.п. Да и вообще, фильм не о Гитлере, а о самом Ромме, как бы сложно законспирированный протест культурного человека против всяческих несвобод и тоталитаризмов. Есть в этом здравое зерно, и я бы с этим согласился, не будь Ромм автором "Ленина в Октябре". Как-то сложно черезчур выходит - одной рукой возносим, другой - ниспровергаем... (а по мне, никакого противлоречия тут нет: двоемыслие - нормальное качество для советского человек - прим. tapirr)

Tags: кино, национал-социализм, ссср
Subscribe

  • +Георгий Великанов: за и против

    Про мученика Великанова и протодьявола Кураева Иконостас Георгия Великанова. Под ликом Господа Иисуса - любимые святые: Архимандрит Софроний…

  • В каком порядке смотреть фильмы Александра Меня

    фото С.Руковой Протоиерей Александр Мень делал эти фильмы в подпольных условиях, во времена, когда не было компьютера. Тем не менее, сила его…

  • Нищие в Духе

    Фрагмент. Ок. 1310 г. Джотто ди Бондоне. Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи Аллегория Венчание святого Франциска с Нищетой В моей ленте…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • +Георгий Великанов: за и против

    Про мученика Великанова и протодьявола Кураева Иконостас Георгия Великанова. Под ликом Господа Иисуса - любимые святые: Архимандрит Софроний…

  • В каком порядке смотреть фильмы Александра Меня

    фото С.Руковой Протоиерей Александр Мень делал эти фильмы в подпольных условиях, во времена, когда не было компьютера. Тем не менее, сила его…

  • Нищие в Духе

    Фрагмент. Ок. 1310 г. Джотто ди Бондоне. Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи Аллегория Венчание святого Франциска с Нищетой В моей ленте…