?

Log in

Предыдущее | Следующее

А.Мень. Беседа с П.Бонет

И ещё в продолжение темы "Александр Мень"
За несколько дней до своей гибели отец Александр дал интервью испанской журналистке Пилар Бонет.

Из беседы с П. Бонет
одно из последних интервью, август 1990

- Что изменилось в Русской Православной церкви с тех пор, как Горбачев пришел к власти?

- Горбачев совершил революцию в сфере отношений между церковью и государством. Большевистская система была задумана как система абсолютной авторитарной власти. Но абсолютная авторитарность воэможна только там, где никакого другого авторитета нет. Поэтому с самого начала было задумано разрушить те интитуции, которые представляли собой иные авторитеты - духовные. Поэтому режим с самого начала был антирелигиозным, воинствующе антирелигиозным, и он не менялся в этом отношении принципиально в течение всех семидесяти лет. Только Горбачев волевым актом изменил это русло. Это исторический факт. Изменились не просто детали, а изменилась история церкви в нашей стране.

- Какие течения имеются сейчас в Православной Церкви?

- Довольно мощным является течение консервативное, которое резко противопоставляет себя Западу, враждебно относится ко всем реформам, идеализирует прошлое, берет из прошлого наиболее жесткие модели, я бы сказал средневековые. Это очень популярная в определенных кругах тенденция. На западном языке это можно назвать "правое", глубоко правое направление.
Вы спросите: почему это так в Церкви? Одна из причин - искусственный отбор, потому что все живые, эспериментирующие силы внутри Церкви беспощадно уничтожались в течение нескольких поколений. Если епископ проявлял дух свободы, независимости, эспериментаторства - его сразу отправляли в провинцию или на покой, то есть на пенсию.

- Как в обществе, так и в Церкви...

- Да. И поэтому сохранились, выжили и размножились самые правые, самые консервативные. Их любили чиновники, их любил КГБ. Не будем скрывать, что власти нравилась Церковь, выглядевшая как осколок седой старины, как музей.
В 60-х годах среди духовенства были люди свободные, передовые. Их оттеснили. Епископы были консервативны. Сейчас среди епископов есть уже более открытые, а среди рядового духовенства больше консерваторов. Но все-таки тенденция охранительства, то есть консервативная, всюду господствует. Более того, либералы ее побаиваются.

- Они живут как в подполье в определенном смысле?

- Да. Общий уклон сейчас такой. Это реакция на разрушение национальных ценностей. Раз не устраивают коммунисты - сразу давай монархию, идеализация монархии; раз не устраивает партийный аппарат - давайте восстановим Церковь в том виде, как она была до революции. Хотя забываем, что именно потому, что она была такой, произошла катастрофа. Это никого уже не интересует. Ностальгия по прошлому.

- Насколько все это опасно?

- Это все очень разочаровывает людей, уставших от идеологического гнета. Они искали среди христиан открытой позиции, а встречают новый вариант закрытого общества.

- Вас не смущает, что сейчас Русская Православная Церковь демонстрирует полную неспособность к обновлению? В этом отношении с ней может сравнится только КПСС, не так ли?

- Конечно. Тут разница только в том, что Церкви помогает Бог, а партии - нет.

- Что вы думаете о так называемых карловчанах?

- Это Церковь еще более консервативная, чем Русская Православная Церковь, и она монархическая - вот что в ней привлекает. А больше ничего... Вообще, религиозное пробуждение - вещь естественная. У нас, в целом, общество потенциально довольно религиозное. И когда его лишили веры, оно перенесло свою религиозность на политику. Сейчас произошло разочарование в старых богах и снова возвращение к традиции.
Понятно, что коммунизм не любил национального, потому что он хотел нивелировки. Ему нужны были не нации, а граждане. Коммунисты поступили так же, как цари Древней Ассирии. Когда они завоевывали страну, они переселяли оттуда побежденных и ввозили на их место жителей других покоренных областей.
Зачем это делается? Чтобы люди потеряли свое национальное лицо. Чтобы не было очага сопротивления. Чтобы все стали только подданными царя. И как реакция на это, как самозащита какого-то культурного целого национализм вполне понятен, это закономерно. Это не вполне нормальное состояние, это реакционно, но все-таки это реакция законная.

- Но это переходное явление или?..

- Да. Дело в том, что людям это надоест. Все время заниматься культурным нарциссизмом - это надоедает. Даже самые глубокие патриоты в конце концов уже устают от этого.

- И Россия сейчас находится в фазе нарциссизма?

- Нет, скорее он только поднимается. Но он вреден, он опасен, потому что заставляет общество идеализировать самое себя. Это очень свойственно и нашим клерикальным кругам. В восторге от себя. Когда мы, верующие, справляли тысячелентие Крещения Руси, не было сказано ни одного слова покаяния, ни одного слова о трагедии Русской Церкви, а были только восторг и самоупоение.

Я понимаю, что каждая культура, каждый народ так или иначе любит свое "я", но сейчас это в таком виде, что мы любим себя, но не любим ничего другого. Даже католики в нашей стране стали националистами. Возьмем грекокатоликов Украины. Казалось бы, они принадлежат к универсальной, интернациональной Церкви, - но выступают как националистическая группировка. Католики-литовцы - тоже националисты. После долгого угнетения национальных традиций начался процесс возврашения к ним. Этот процесс надо уважать. И я уважаю, я понимаю, что творчество может быть только национальным, в конкретных формах. Но в то же время необходимо предостерегать от опасности поправения, Понимаете, модель открытости приемлема для тех, кто твердо стоит на своей позиции, кто уверен в ней. Тот, кто не уверен, под кем нетвердая почва, - тот предпочитает закрытую модель, ему так удобнее.

Лет пятнадцать тому назад у меня был один юноша, и он стал посещать иногда баптистов. Я ему говорю: вы же православный, естественно, вы можете там быть, потому что всюду Церковь, всюду Христос, всюду Евангелие. И это посещайте, и свои церкви не забывайте. И когда я ему развил открытую модель, он сказал: ой, как мне неуютно! Кончилось тем, что он стал баптистом.

Этот человек мог быть или баптистом, не признаюших православных, или православным, который клянет баптистов. Он должен был иметь маленькую норку. Говорят, царь Петр имел такую болезнь психическую - он боялся больших пространств. Он себе делал маленькие комнатки и прочее. Такая есть болезнь - боязнь пространства.

- А куда идти тем, кто ищет левый уклон?

- Никуда. Оставаться в рамках Московского Патриархата. Некоторые пытаются уйти в католическую систему. У меня из прихода ушли два-три человека.

- А вы сами об этой возможности не думали?

- Для меня Церковь едина, поэтому я не считаю это осмысленным.

- Консервативное течение в Церкви имеет отражение в военных кругах, в политических кругах?

- Да, это поддерживают наши нацисты, их много у нас. Вот "Память" - это все нацисты, фашисты, они на этом растут как на дрожжах. А почему антиэкуменизм? Потому что экуменизм требует от человека уважать чужую модель христианства. А у нас вместо этого - ненависть. Слово "католик" почти ругательством стало теперь, как во времена Тараса Бульбы.

- Вы видите какие-то конкретные тревожные симптомы в последнее время?

- Ну, если называть зарождение русского фашизма не тревожным, то что тогда тревожно? Конечно! И его очень активно поддерживают очень многие церковные деятели.

Произошло соединение русского фашизма с русским клерикализмом и ностальгией церковной. Это, конечно, позор для нас, для верующих, потому что общество ожидало найти в нас какую-то поддержку, а поддержка получается для фашистов. Конечно, не все так ориентированы, но это немалый процент. Я не могу сказать какой, я этого не изучал. Но куда ни сунешься, с кем ни поговоришь, - этот монархист, этот антисемит, этот антиэкуменист и так далее. Причем развешиванием ярлыков занимаются люди, которые вчера ешё не были такими. Понимаете? Нет, это характерно, веяние эпохи! Эпоха реакции. Когда Горбачев открыл шлюзы, то хлынули и демократия, и реакция. Но реакция всегда более агрессивна.

- Я была недавно в Тюмени, там познакомилась с одним священником. Разговаривала с ним - такой нормальный человек, милый, и вдруг в какой-то момент он мне говорит: да, я Москве не доверяю, там полно сионистов... Там церковь полна евреев...

- Сионистофобия - это типично. В семьдесят пятом году, пятнадцать лет тому назад, я давал интервью, которое напечатали в Париже. И там меня спрашивали, есть ли антисемитизм в Церкви. Я говорю: я не сталкивался. В массовом масштабе. Прошло пятнадцать лет - полностью изменилась картина. Я бы уже так не сказал сейчас. Это стало одной из характерных черт, к сожалению.

- Вы... еврейского происхождения?

- Да.

- Мне неловко так спросить...

- Ну а что тут такого?

- Дело в том, что вы, в вашем положении, просто идеальная мишень для антисемитизма.

- Ну, разумеется, разумеется, я это ощущаю. Я служу давно, тридцать с лишним лет, но это - только теперь. В настроениях, в разговорах - в общем, во всем.

- Сейчас в консервативных кругах есть идентификация коммунистов и евреев?

- Да, но это искусственно, потому что много евреев среди большевиков было лет шестьдесят тому назад. Мое поколение уже этого не помнит. Я помню власть, которая состоит из русских, украинцев и кавказцев. Еврей там был один Каганович.

- Тогда проблема заключается в том, что народ не хочет признаться в своем соучастии в том, что произошло в этой стране?

- Сделайте сравнительный анализ денацификации в Германии и десталинизации у нас. И вы поймете.

- А вы лично - как вы представляете себе вашу работу в этом смысле?

- Никак. Я работаю! Есть люди, которые пишут историю, а есть люди, которые в ней живут и действуют. Я принадлежу ко второй категории.

- Да, но когда вы проповедуете, у вас есть какие-то мысли...

- Вот здесь эти мысли все! (Показывает на Библию.)

- В Библии...

- Конечно. Евангелие - основа жизни.


также см.:

часть 1 http://tapirr.livejournal.com/897367.html
часть 2 http://tapirr.livejournal.com/897784.html

 







Россия без Путена и Навального!

Comments

( 14 комментариев — сказать )
exa777
10 сент, 2007 15:42 (UTC)
Спасибо! Прям бальзам на душу:)
tapirr
10 сент, 2007 18:05 (UTC)
Спасибо Вам :)
ljubush
10 сент, 2007 15:55 (UTC)
Спасибо, ничего не знала о Мене. Согласна с ним, что любая "норка" - это гибель для настоящей веры. Ходила одно время на Кабаллу, преподаватель говорила много нужных и интересных вещей, но, когда ее спросили об Иисусе, у нее перекосилось лицо. Грустно стало.
tapirr
10 сент, 2007 18:04 (UTC)
Да, надо искать такого духовного наставника, Который хоть и верен своей , но у которого не перекашивается лицо от упоминания иных духовных традиций.
ljubush
10 сент, 2007 18:10 (UTC)
Конечно, это же, как лакмусовая бумажка.
ex_anticomp
10 сент, 2007 19:05 (UTC)
а откуда это интервью?
ex_anticomp
10 сент, 2007 19:57 (UTC)
Мои подозрения подтвердились:))))
Это интервью было впервые опубликовано здесь:
"Панорама", N13, декабрь 1990 (номер подписан в печать 24.11.1990).
(несколько сокращенный вариант Пилар, помнится, опубликовала у себя в Эль Паис, по-испански естественно, где-то в сентябре-октябре 1990).

tapirr
10 сент, 2007 20:10 (UTC)
А в чём подозрения?
ex_anticomp
10 сент, 2007 20:26 (UTC)
в том, что это была когда-то в некотором роде моя публикация:))



tapirr
10 сент, 2007 20:34 (UTC)
Вот здесь http://www.alexandrmen.ru/intrview/bonet.html источника нет.

А расскажите, как это Ваша публикация?
ex_anticomp
10 сент, 2007 20:43 (UTC)
ну моя роль главным образом заключалась в том, что я выпросил у Пилар кассету с полным текстом интервью, и мы его опубликовали у себя в Панораме. непосредственно готовил текст к публикации не я - скорее всего или Шура Верховский или Толик Папп.
или Катя Филиппова.
Архив газеты в принципе частично вывешен:
http://www.panorama.ru/gazeta/index.html
но как раз этого номера пока нет

(Удалённый комментарий)
ex_anticomp
10 сент, 2007 21:31 (UTC)
работает, в Москве
tapirr
10 сент, 2007 23:53 (UTC)
спасибо, интересно
simpleton_nik
12 сент, 2007 22:51 (UTC)
Точно, бальзам. Открытость, вера, любовь
( 14 комментариев — сказать )

Latest Month

Июнь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by phuck