?

Log in

Предыдущее | Следующее


St Peter Preaching in the Presence of St Mark 1433
Фра Анжелико +1455
Евангелист Марк записал проповедь апостола Петра, поэтому "от Марка" восходит к самому первоверховному апостолу


Я опубликую здесь фрагменты из комментариев В.Н.Кузнецовой к Евангелию от Марка.

Новый современный перевод Евангелия с греческого на современный русский язык - её же.

Текст комментариев в сокращении.

1.1-8 ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ



1 Начало Радостной Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога.

2 Как написано у пророка Исайи:

«Вот, Я посылаю вестника Моего перед Тобою,
который приготовит Тебе путь.
3 Голос глашатая в пустыне:
«Проложите путь Господу,
прямыми сделайте тропы Его"», –

4 в пустыне появился Иоанн, который омывал водой и призывал людей возвратиться к Богу и в знак этого омыть себя, чтобы получить прощение грехов.

5 Вся иудейская страна и все жители Иерусалима отправились к нему. Они признавались в грехах, и он омывал пришедших в реке Иордане.

6 Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, питался саранчой и диким медом. 7 Он возвещал: «Следом за Мной идет Тот, кто сильнее меня. Я недостоин даже нагнуться и развязать у Него ремни сандалий. 8 Я вас водой омываю, а Он омоет вас Духом Святым».






Комментарий к этому отрывку митрополита Антония (Блума)

Комментарий к этому отрывку Уильяма Баркли





Комментарий к этому отрывку Валентины Кузнецовой:

Ст. 1
Евангелие от Марка начинается со слов о Радостной Вести – по-гречески «эванг`елион» . Здесь же это весть от Бога, возвещающая, что Он решил простить греховное человечество. Бог выступает инициатором, Он не предъявляет к человечеству никаких требований, не ставит ему никаких предварительных условий. Это похоже на амнистию – Бог готов забыть все те грехи, которое человечество совершило. И это действительно радостная новость!


Экскурс: Сын  Бога

В Ветхом Завете сынами Бога назывались духовные существа \т.е. ангелы\. Это прежде всего Быт 6, а в более поздние времена о «небесных сынах Божиих» упоминается в Иов 1.6; 2.1; 38.7; Пс 29(28).1; 82(81).6; 89(88).7.

Кроме того, сыном Бога назывался весь Израиль. «Израиль есть сын Мой, первенец Мой», – говорит Бог в Исх 4.22 (см. также Ос 11.1).

Израильтяне также назывались сынами, что отражено в обращении к Богу «Отец наш» (Ис 64.8; см. также Ис 1.2 и 30.1).

Сын Бога был, вероятно, одним из титулов царей Израиля, который давался им в момент восшествия на престол: «Ты сын Мой, Я ныне родил тебя» (Пс 2.7); «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном» (2Цар 7.14). Главное здесь то, что и народ в целом, и его лидеры избраны Богом для особой цели, особой миссии и они должны проявить абсолютное послушание Божьей воле. В принципе так можно было назвать любого особо благочестивого человека, праведника. В христианской традиции мы называем таких людей святыми, а в еврейской их можно было бы назвать сынами Божьими.

При этом важно помнить, что речь всегда шла о духовном сыновстве, в отличие от языческих представлений о детях богов: богах, полубогах и героях, связанных с родителями биологическим родством. В языческом  мире цари Египта, а затем и римские императоры также считались сынами богов и богами. Но и там титул постепенно начинает пониматься в расширенном смысле. Все харизматические лидеры, особенно чудотворцы, назывались «божественными мужами».

В Кумране присоединение к общине избранных описывается как сыновство, известно, что они называли себя сынами света, сынами милости, сынами Божьей любви. Кумраниты верили, что сама их община есть исполнение ветхозаветных обещаний Бога о том, что Он является Отцом Своего народа. Кроме того, в Кумране найден текст, где Сыном Бога называется грядущий Мессия (Бог говорит: «Сын Мой, Мессия»).

 Иисус <...> обращался к Богу «Мой Отец» или «Абба» (Авва) (Мк 14.36; Гал 4.6; Рим 8.15). Так не обращался к Богу ни один из Его современников.  Своим Сыном Иисуса называет Бог во время Его омовения Иоанном и во время Преображения (9.7). «Иисус есть Сын Божий» – это одно из самых ранних исповеданий Церкви (Деян 9.20; 13.33; Рим 1.3-4). Иисус – это единственный Сын, находящийся со Своим Отцом в отношениях, какие немыслимы ни для кого из людей.

Важно помнить, что сыновья любовь, по древним представлениям, проявлялась в послушании отцу, и никто, кроме Иисуса, не явил столь полного послушания воле Небесного Отца. Это полное послушание является важнейшей смысловой составляющей титула «Сын Бога».



Ст. 2-3

Радостная Весть – это нечто абсолютно новое, неслыханное прежде, но, с другой стороны, она есть исполнение чаяний Ветхого Завета, есть то, о чем свидетельствует Священное Писание, особенно пророки. В этом отрывке объединены три цитаты из священного Писания.

Он начинается словами из Книги Исхода:

«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела» (23.20),

с которыми сплетены слова пророка Малахии:

«Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною».

На этом цитата обрывается, но у самого пророка следовало продолжение:

«и внезапно придёт в храм Свой Господь, которого вы ищете… Вот, Он идёт, говорит Ягве Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий» (3.1-2).

У Малахии речь идет о грозном приходе Бога для суда над грешниками. Но евангелист опускает ст. 2 с его предостережениями и угрозами, а присоединяет слова другого пророка.->

Исайя говорил    (Голос глашатая в пустыне:  «Проложите путь Господу,  прямыми сделайте тропы Его)  о том времени, когда закончится пленение народа Божьего и сам Бог поведет его через пустыню назад – в обещанную, или обетованную землю. Возвещать это событие будет глашатай – Божий вестник (по-гречески «`ангелос»). Им может быть как сверхъестественное духовное существо, так и земной человек, которому Бог доверил такую миссию.

Теперь слова Исайи переосмыслены: спасение понято не как избавление от земных врагов, а как спасение эсхатологическое, конечное, как спасение от вражды с Богом, от греха, отделяющего человека от Бога и, в конечном счете, как спасение от смерти. У Исайи по этому пути пройдет Бог, в Евангелии <уточняется>– это Христос, Сын Божий, явившийся в полноте божественной силы Своего Отца.

Как мы неоднократно увидим в дальнейшем, евангелист переосмысляет ветхозаветные тексты и видит в них не угрозу, а радостную весть.

\Голос глашатая\ в пустыне: «Приготовьте путь Господу!» – любопытно отметить, что в Ветхом Завете слова соединены по-другому: «В пустыне приготовьте путь Господу». Именно поэтому некоторые ессеи{Ессеями назывались члены религиозного движения, возникшего около 150 г. до н.э., для которого были характерны жизнь обособленными общинами в пустыне, общность имущества,  часто отказ от брака, ежедневные ритуальные омовения. О них см.: Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 8, 2-13.} ушли в пустыню и поселились в Кумране, дожидаясь там пришествия Бога, и свою общину они назвали  «Путь». Таким же будет потом самоназвание первохристианской Церкви (см. Деян 9.2; 16.17; 18.25-26; 24.14).



Ст. 4

Таким глашатаем наступления Нового Века стал Иоанн. Марк не сообщает о нем никаких сведений, кроме того, что он был в пустыне. Но в богословском языке пустыня – слово очень важное, у него есть два значения.

С одной стороны, это место обитания бесов, средоточие зла. С другой же стороны, пустыня – место уединения, там человек может встретиться с Богом. Исайя говорит о том, что весть о спасении приходит из пустыни, через которую Бог поведет Свой народ. Это идеальное место для раскаяния. С пустыней также связывается идея нового Исхода, на этот раз из рабства у греха и зла. Недаром существовало предание, что Помазанник уведет верных в пустыню и повторит там чудеса, совершенные Моисеем. Туда ушли и кумраниты, а потом уходили другие сторонники мессианских движений (ср. Деян 21.38).


Историк Иосиф Флавий так писал об Иоанне: он был «святой человек, который убеждал евреев упражняться в добродетели, быть справедливыми по отношению друг к другу и благочестивыми перед Богом» {Иуд.Древн., XVIII, 2, 118-119}. Но это, так сказать, пресная адаптация на потребу римских читателей того, что было на самом деле.

«Иоанн возымел такое влияние на людей не потому, что он призывал их быть добрыми. Этот страшный с виду подвижник, в грубых одеждах исходивший пустыню, возрождал представление о вдохновенном пророке и, как древний пророк, провозглашал Божий суд над народом-отступником». {Ч.Додд, Основатель христианства, с. 101}.

Иоанн в пустыне омывал людей. Он даже получил прозвище «Хаматв`ил», то есть «погружающий в воду, омывающий, очищающий от грехов», что по-русски передается как Креститель. Этот перевод, к сожалению, неудачен, потому что в русском языке слово «креститель» и «крещение» семантически связаны со словом «крест» или даже «Христос» (ср. русское «крещение» и белорусское «хрышченне»).

Нам известны различные обряды очищения от грехов с помощью воды, существовавшие у евреев того времени. Люди омывали себя в знак очищения от ритуального осквернения. Прозелиты, то есть язычники, поверившие в Единого Бога Израиля и принявшие Закон Моисеев, также должны были, кроме обрезания, пройти через обряд погружения в воду, что символизировало их смерть для прошлой жизни и рождение для новой. 

Что же означало омовение, которое совершал Иоанн? Вероятно, нечто очень похожее на то, что совершалось с прозелитами. Многие евреи были убеждены, что их спасение было гарантировано самим фактом их принадлежности к народу Божьему, с которым Бог заключил Свой Договор, или Завет.

Возвратиться к Богу – призывая евреев очиститься от  грехов омовением, подобным омовению прозелитов, Иоанн объявлял необходимость религиозного обновления. Оно заключалось в серьезной переоценке и коренном изменении всей жизни. Омовение водой было лишь знаком того, что человек раскаивался. Греческое слово «метано`эо» означает «изменить свой ум». Еврейское же слово «шув»повернуться, возвратиться») означает нечто гораздо большее. Человек должен осознать, что он ушел от Бога, что ему необходимо возвратиться к Нему. Это гораздо серьезнее и конкретнее, чем перемена мыслей или чувство дискомфорта при мысли о грехах, за которым может и не последовать никакой реальной перемены.

Вообще, библейскому языку чуждо сосредоточение на эмоциях, на психологизме. Если человек вернется к Богу, Бог простит ему все грехи. Единственное условие – желание вернуться, и это желание называется верой. Раскаяние как возвращение к Богу ставилось чрезвычайно высоко.

В Талмуде говорится: «Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь мира грядущего, и лучше одно мгновение блаженства  в мире грядущем, чем вся жизнь этого мира».

Пятое Благословение в синагогальной молитве «Восемнадцать Благословений» звучало так: «Обрати нас к себе, о Господь, чтобы мы раскаялись».


Ст. 5

Призыв Иоанна был воспринят с огромным энтузиазмом: люди шли к нему отовсюду. Об этом свидетельствует и Иосиф Флавий, говоривший об огромном стечении народа к Иоанну, что, по мнению историка, стало причиной его гибели . Люди почувствовали, что призыв к раскаянию в устах этого грозного и мрачного пустынника означал, что День Господень близок. Перед ними снова предстал пророк, посланный Богом. Конечно, у него были и враги, те, кто не принял его, кто не поверил в то, что его омовение было по воле Бога (см. 11.30-33). Но всё же очень многие откликнулись, и это было настоящее религиозное возрождение. Из Евангелия от Луки  мы знаем, что были люди, думавшие, что Иоанн и есть долгожданный Помазанник \т.е. Мессия, Христос\ (3.15).

Неизвестно, как именно совершал этот обряд Иоанн. Все ритуальные омовения, включая прозелитское, совершались самим человеком. Может быть, здесь тоже было так. Иоанн, возможно, был свидетелем, он свидетельствовал перед Богом о полноте раскаяния того, кто омывался, но не исключено, что Иоанн сам погружал его в воду.


Ст. 6

Евангелист, обычно очень скупой на детали, сообщает нам некоторые сведения о том, как выглядел Иоанн. Он был одет в одежду, сотканную из верблюжьей шерсти или, возможно, в шкуру верблюда, он подпоясывался кожаным поясом. Вероятно, человеку, начитанному в Священном Писании, тотчас припоминался облик Ильи (4Цар 1.8).

Было пророчество пророка Малахии о возвращении на землю Ильи, который, согласно 4Цар 2.11, не умер, но был взят на небо живым: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного». Миссией Ильи было подготовить народ к пришествию Господа, так что омовение, которое совершает Иоанн, и есть такое приготовление (см. Лк 1.17). В 9.12-13 Господь Иисус сам назовет Иоанна Ильей. Он питался скудными дарами пустыни: саранчой и диким медом. Согласно Лев 11.22, саранчу разрешалось употреблять в пищу. Кстати, бедуины и сейчас часто едят саранчу в сушеном или жареном виде, для них это один из основных источников белка. Мед Иоанн, вероятно, собирал в скалах, хотя некоторые комментаторы полагают, что речь идет о соке каких-то растений. Эта скудная диета говорит о том, что Иоанн был аскетом (ср. Мф 11.18; Лк 7.33).


Ст. 7-8

Сам Иоанн признает свою малость в сравнении с Тем, чей приход он возвещает. В древности считалось, что тот, кто приходит раньше, является более важным и авторитетным. Но Иоанн говорит, что, хотя Грядущий пришел позже его, Он так велик, что Иоанн недостоин развязать у Него ремни сандалий, то есть исполнить по отношению к Нему даже то, что должен был делать только раб.

Снимать обувь считалось столь низким занятием, что даже слуга не обязан был снимать обувь с ног хозяина, а если у еврея был раб-еврей, то и от него нельзя было требовать этой услуги. Правда, жена могла мыть ноги мужу, дети – родителям, а ученики – учителю, но это было не обязанностью, а высшим проявлением любви.

«Тот, кто должен прийти, не относительно, но абсолютно сильнее Иоанна». {L.Goppelt, Theology of the New Testament, p.38}. Иоанн омывает всего лишь водой, такое очищение несовершенно, оно всё еще остается в пределах старого Века. Оно носит подготовительный характер, предваряя то окончательное омовение, которое совершит Бог – омовение Святым Духом. Дух (евр. р`уах) – это ветер, отвеивающий мякину и шелуху, это огонь, сжигающий грязь и нечистоту, выжигающий примеси и оставляющий чистое золото. Святой Дух знаменует наступление Нового Века, с приходом которого установится Царствование Бога. Недаром в день Пятидесятницы на головы верующих пали языки пламени, и апостол Петр объяснит все чудесные явления того дня исполнением слов пророка Иоиля (Деян 2.2-21).

 







Россия без Путена и Навального!

Comments

( 13 комментариев — сказать )
lick_coeur
21 окт, 2006 14:49 (UTC)
Большое спасибо, это очень интересно.
alr_pol
21 окт, 2006 17:18 (UTC)
У меня есть весь этот комментарий в html. А также на Мф.
Только вот до приличного вида всё руки не доходят довести...

http://messia.info/bibliotk/k/kuzn/

tapirr
21 окт, 2006 18:15 (UTC)
А Марк ведь не весь у Вас - толлько до 8 главы там?

Спасибо за ссылку
alr_pol
21 окт, 2006 18:34 (UTC)
На самом деле весь - надо только вручную в адрессной строке набрать, например: http://messia.info/bibliotk/k/kuzn/mrcom/i.htm.
tapirr
21 окт, 2006 18:54 (UTC)
Ага, спасибо. Сами сканировали?
alr_pol
21 окт, 2006 20:03 (UTC)
От автора получил... (Поэтому, кстати, там кое-где могут быть какие-то отличия от печатного издания.)

Комм. на Луку вот сканирую кусками... когда хочу вставить что-то в свою рассылку, например: http://www.messia.info/rasylka/006/1651.htm#0. Есть страниц 100 из 550. Если займетесь Лукой, могу Вам скинуть их.
(Скрытый комментарий)
alr_pol
22 окт, 2006 18:46 (UTC)
Скинуть папку в формате Файнридера 6 или только tif'ы?
tapirr
22 окт, 2006 19:18 (UTC)
Всё-равно. Лишь бы у меня файнридер смог распознать.

Спасибо заранее.
tapirr
22 окт, 2006 19:19 (UTC)
А, нет-нет. Лучше тифы. Потому что у меня не 6 версия Файнридер, а 7. (Соотаветственно не знаю, как там они срчетаются...)
tapirr
21 окт, 2006 19:04 (UTC)
Перевод Кассиана
1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия.

2 Как написано у Исаии пророка: Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой;
3 голос вопиющего в пустыне: "приготовьте дорогу Господу, прямыми делайте пути Его".

4 Был Иоанн Креститель в пустыне, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов.
5 И выходила к нему вся Иудейская страна и все Иерусалимляне; и крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои.
6 И был Иоанн одет в шерсть верблюжью и пояс кожаный на бедрах его, и ел саранчу и дикий мед.
7 И проповедовал, говоря:

Идёт Сильнейший меня за мною, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его.
8 Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
aleksandr_ionov
21 окт, 2006 19:40 (UTC)
Мне комментарии Кузнецовой очень нравятся. Прочитал этим летом на Луку и Матфея. На Марка у меня давно были.
tapirr
21 окт, 2006 19:49 (UTC)
Спасибо.

Вот ещё комм. Баркли поместил.
tapirr
17 дек, 2006 17:35 (UTC)
Посмотрите продолжение комм. на Марка:

http://tapirr.livejournal.com/tag/kuznetsova_mark
( 13 комментариев — сказать )

Latest Month

Март 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by phuck