?

Log in

Предыдущее | Следующее

ПОСАДИЛИ ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ ПОЧВУ

Мир боится неуправляемой ядерной реакции — я боюсь ненависти. Неуправляемой и не прекращающей накапливаться. Худо-бедно, мир придумал рычаги, чтобы справиться с главарями Ирака и Северной Кореи, но никто и никогда не угадает путь, по которому пойдет личная месть. Мир абсолютно беззащитен перед этим.

В нашей стране сейчас происходит редкая безответственная глупость — сотни людей насильственно принуждают к накоплению запасов ненависти, тем самым превращая будущую жизнь остальных в полностью непредсказуемую.

Что мы хотим от чеченцев, сидящих «за терроризм»? Сотен очень молодых людей с огромными сроками впереди. В зонах их ненавидят и потому отрабатывают на них все «специальные методы», какие в голову взбредут как сокамерникам, так и администрации.

Почему слово «терроризм» в кавычках? Объясню.

Кто эти чеченцы? В большинстве своем — бывшие студенты. Прибыли в места не столь отдаленные ни с чем за плечами, кроме трех войн. Одна — в их раннем детстве (первая чеченская). Другая — в их раннем юношестве (вторая чеченская). Третья — на следствии.

Имею в виду следующее: эти студенты-«террористы» — главным образом продукт антиюридических процедур 2002-го, 2003-го, 2004 годов. Правоприменение на Северном Кавказе тогда было очень своеобразным: это массовые облавы — студентов в Чечне «зачищали» тогда десятками за раз. Потом «зачищенные» проходили через пытки — как через санпропускник, буднично так… Многих ликвидировали — в основном непризнавшихся. «Чистосердечникам» же оставляли жизнь и осуждали по дурно склеенным обвинениям — о качестве документов не заботились. Прав? Не прав? Виновен? Нет? Один Бог это уже может понять — никакого настоящего следствия не производилось.

И вот с 2005-го, после всех кассаций, поколение «зачищенных» чеченских студентов пошло по зонам — со сроками от 15 и выше. Там для них началась их четвертая война. Война с собой. Или за себя? А может, и против… Сейчас, в 2006-м, по сведениям, приходящим из зон, они, бывшие примерные мальчики, уже похожи на злостных рецидивистов.

Вот одна из таких типичных историй. Ислам Сусханов, 1984 года рождения. Я никогда его не видела — это теперь невозможно. ФСИН, тюремная служба Россия, запрещает контакты любого рода с этим типом осужденных. Реконструирую события лишь по бумагам.

В 99-м, накануне боев, Ислам окончил школу в Грозном — № 38. Характеристика, написанная для поступления в университет директором школы Д.В. Саламовой, типово рассказывает про очень хорошего мальчика:

«…за время учебы Ислам зарекомендовал себя дисциплинированным, трудолюбивым и исполнительным учеником. К учебе относился добросовестно… Пользовался уважением… К порученному делу относился ответственно…».

В 2000-м Ислам поступил в Чеченский педагогический институт — как только туда возобновился набор после активных боев. На факультет искусств. И опять:

«… в учебе и общественной жизни факультета и института принимает активное участие. …Особый интерес проявляет к живописи, композиции, скульптуре… является перспективным студентом…». Это пишет и.о. декана факультета искусств М.М. Сулейманова — но уже «потом» — в Ленинскую районную прокуратуру, когда Ислама «зачистили» за «фугасы».

Туда же, в прокуратуру, адресовано и заявление главного тренера футбольной команды «Вайнах» В.Л. Индербиева: «…За все время посещения футбола хорошо знаю его как нравственно-воспитанную личность. Мне неоднократно приходилось выезжать с командой футболистов, где играл Ислам, на соревнования. В его поведении никогда не замечал вспыльчивости, агрессивности… очень стеснительный, скромный, мягкий… в общении экстремистских действий и склонности к этому не проявлял…».

Тренер и и.о. декана лгали? Или, хоть и опытные люди, не разглядели, что в ангельской шкуре — дьявол? Тексты характеристик и обвинительного заключения ведь совершенно несовмещаемы. Один человек все это успеть не в состоянии: быть перспективным студентом, ездить на футбольные игры и постоянно сидеть в засадах, изобретать СВУ (самодельные взрывные устройства), которыми его друзья по пединституту подрывали российских военнослужащих. Судя по обвинению, на Сусханове-боевике пробы ставить негде, и сфера его настоящих увлечений была далека от скульптуры.

Эпизодов у Сусханова три — по уголовному делу «бандгруппы», которой руководило «неустановленное лицо Абдул-Азим» и действующей «на неустановленные финансовые средства». Все эпизоды подкреплены его «чистосердечными признаниями». Суд, что видно из приговора, не копался в деталях, и эти же эпизоды благополучно перекочевали в приговор в своем первозданном прокурорском изложении.

Вот что получилось: Сусханов признался, что 6 июня 2002 года он установил свое СВУ в разрушенном доме по ул. Жуковского в Грозном, чтобы 9 июня на нем подорвались конкретные — с фамилиями — пензенские милиционеры. Правда, те почему-то тут же, читая приговор, утверждают, что подорвались на том самом месте 9 марта того же года. А 9 июня уже лечились от полученных ранений далеко от Чечни… Как это понимать?

Примерно тот же юридический кавардак и с эпизодом «обстрела КПП № 10 3 августа 2002 г.». Раненные в тот день милиционеры — опять же с фамилиями и должностями — утверждают, что их обстреляли 3 августа из автоматов, характер полученных ими ранений также соответствует этим показаниям. Однако Сусханов признается, что обстреливал блокпост он из гранатомета, и никак не может вспомнить, с какой точки стрелял, где был блокпост и т.д. …

Третий эпизод — о событиях 13 декабря 2003 года. Сусханов вместе еще с парочкой членов банды будто бы были застигнуты силами правопорядка прямо на месте преступления на ул. Бутырина — в этот момент они занимались техобслуживанием накануне поставленного взрывного устройства, меняли батарейки. Застигнуты и задержаны. При этом оба милиционера, которые их вроде бы застигли и задержали, в суде сообщили, что «схрон на ул. Бутырина изымали 14 декабря», «он был старый, пыльный…». Изымали, проверяя «оперативную информацию»…

И что? Да ничего. Приговор прямо с фактическими ошибками вступил в законную силу. «Фирма-изготовитель»: следователь — Р. Горчиханов (Ленинская районная прокуратура Грозного), судья — В. Абубакаров (Верховный суд ЧР). Полагаете, я защищаю Сусханова, «убийцу наших солдат», как любят у нас говорить?

Нет. Беда в том, что при таком юридическом качестве суда и следствия только сам Ислам Сусханов точно и достоверно знает, в чем же он виноват или нет. Больше — никто.
Я же хочу, чтобы знали все. И совершенно уверена, что ни у кого нет индульгенции, чтобы насиловать закон и право, — ни под каким идеологическим соусом. Насилие над ними приводит к тяжелейшим последствиям. У совершившего преступления всегда остается шанс кричать о том, что его засудили, — и его нечем поставить на место. А уж безвинно осужденные — те просто сходят с ума.

Сусханов получил 14 лет строгого режима. По всему «чеченскому списку»: «бандитизм», «терроризм», «незаконные вооруженные формирования» и т.д. С декабря 2005 года он — в колониях Свердловской области. Первые три месяца — в ИК-5 (Нижний Тагил), там все три месяца он сидит в одиночке. В соседних таких же одиночках — другие молодые чеченцы с аналогичными статьями. Мать, Аманта Сусханова, отправляет ему заказные письма по два в неделю — Сусханову ничего не передают. Администрация не церемонится, ему объявляют — и это подтверждено в результате последующих проверок, — что так и будет с чеченцами до конца срока.

7 марта 2006-го — у Сусханова попытка суицида. 21 мая — еще одна. Молиться запрещено, за это — в наручники и в штрафной изолятор.

«…Администрацией исправительных учреждений осужденный Сусханов И.Р. характеризуется отрицательно, — пишет ему характеристику начальник отдела прокуратуры Свердловской области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний А.В. Васильев, — …имеет 12 действующих дисциплинарных взысканий. Основания наложения взысканий прокуратурой признаны законными и обоснованными…». Сусханов бунтовать продолжает: участвует в коллективном «вскрытии» — членовредительство против условий содержания. К тем, кто «вскрылся», едет уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т. Мерзлякова. Она встречается и с Сусхановым, тот ее уверяет, что требует только пересмотра несправедливого приговора, позволения молиться и чтобы не били.

После этого Мерзлякова пишет матерям чеченских осужденных, с которыми поговорила, отчаянное письмо: настоятельно советует им «поторопиться» с требованием ко ФСИН о переводе сыновей из этих колоний в другие, что поближе к Чечне. Сама также обращается к Ю. Калинину — директору ФСИНа…

Калинин отказывает. И переводят Сусханова в ИК-12 — колонию для особо опасных рецидивистов. Такое совместное содержание — с первой судимостью и с несколькими — законом запрещено, если иметь в виду первозданный смысл ИК — исправительное учреждение. Но у Сусханова в личном деле к этому времени полна коробочка: «склонен к бегству», «склонен к захвату заложников»…

«Стеснительный, скромный, мягкий» мальчик образца 2004-го в 2006-м превратился в бунтующего рецидивиста без рецидива. Если, конечно, вообще верить всем этим характеристикам.

Что же мы от Сусханова хотим? От них всех — этих «зачищенных»? Чтобы они погибли в зонах? Почему им нельзя молиться? Мы хотим тайных молитв — и тем самым необратимого укрепления в вере? Или чтобы они забыли молитвы, которым научены с детства? И стали бы произносить другие?..

Если Сусханов выйдет на свободу, то это будет в 2017 году, когда ему исполнится 34. Другие — из того же поколения «зачищенных» — покинут зоны примерно тогда же. 35—37-летними. Они предстанут перед обществом неженатыми. Бездетными. Без образования. Без профессии. Но с клокочущим нутром: жизнь загублена, справедливости нет.

«…По сути, эти исправительные колонии превратились в концлагеря для чеченских осужденных, — написали в редакцию матери группы осужденных. — Они подвергаются дискриминации на национальной почве. Из одиночных камер и штрафных изоляторов их не выпускают. Провоцируют на нарушения режима, не позволяя соблюдать его. …Большинство, или почти все, осуждены по сфабрикованным «делам», без базы доказательств. Находясь в жестоких условиях, подвергаясь унижениям человеческих достоинств, у них вырабатывается ненависть ко всему. Это мы считаем не исправлением, а истреблением… Ведь это целая армия, которая вернется к нам с испорченными судьбами, с испорченными понятиями…».

Они знают, о чем пишут, только они, матери, и разговаривают с ними сейчас по душам. Один-два раза в год.

Я боюсь их ненависти. И еще больше боюсь тех, кто насильственно принуждает себе подобных эту ненависть накапливать. Боюсь, потому что потом ненависть обязательно выйдет из берегов.

Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой»
11.09.2006

 







Россия без Путена и Навального!

Comments

( 12 комментариев — сказать )
le_jouvenceau
14 сент, 2006 19:55 (UTC)
Ужас....:(
novitsky
15 сент, 2006 02:00 (UTC)
Я не могу высказать вслух - будучи украинцем, пообещал не давать оценки происходящему внутри России. Поэтому - просто молчу, долго и мучительно...

Спасибо за материал.
tapirr
17 сент, 2006 17:38 (UTC)
А почему Вы дали такой "обет"?
novitsky
17 сент, 2006 18:44 (UTC)
Чтобы иметь моральное право требовать от других не вмешиваться в наши внутренние дела.
reggys
18 сент, 2006 07:02 (UTC)
Интересно бы узнать какой процент из осужденных по бандитским статьям чеченцев на самом деле невиновен? Что сама Политковская на эту тему думает?

Впрочем, мнение tapirr мне тоже интересно.
tapirr
18 сент, 2006 10:02 (UTC)
Мне кажется, % вычеслить невозможно. У журналистов и общественности нет статистики в руках. С подобными осуждёнными людьми власти запрещают даже встречаться в местах заключения.

Принципиально другое - отсутствие ПРАВОСУДИЯ как такового. Когда "осуждают" и сажают (уже без кавычек) суды тех, кого прикажут власти, а не тех, чья вина доказана независимым от властей правосудием.

В этой ситуации, если проводится политика на истребление и ослабление жизненных сил чеченского народа как такового (начало этой политике полождено призывом "мочить в сортирах", который "слабовики" поняли вполне однозначно - так, как я сформулировал), будут сидет все молодые чеченцы, попавшие под руку.

В то же время РЕАЛЬНЫХ воюющих в лесах моджахедов эти "слабовики" поймать не в состоянии (как правило). Отсутствие квалификации и продажность мешают.
reggys
18 сент, 2006 13:07 (UTC)
Вычислить невозможно. Можно прикинуть. Пусть даже грубо.

Кстати, если я правильно помню, то обвиняемых в бандитизме судят суды присяжных в российских регионах, так как в Чечне суда присяжных пока нет. Не хотите же Вы сказать, что власти приказывают присяжным?
armandmctighe
17 окт, 2008 08:14 (UTC)
Хотя я понимаю: трудно приводить факты, особенно когда их нет под рукой.
(Анонимно)
30 мар, 2007 12:04 (UTC)
Конечно, комментарий немного запоздал. Но я всё же хочу высказаться, т.к. нет сил держать в себе то, что появилось после прочтения «Второй чеченской». Может бы я усомнился в справедливости оценки изложенных там событий, слишком уж страшная картина там вырисовывается. Но как можно сомневаться в словах человека отдавшим за правду свою жизнь?

Нет суда в России, нет конституции и законов. Точнее они есть на бумаге, и только для того, чтоб вертеть ими как заблагорассудится, а чаще просто плевать с «высокой колокольни», творя за этой ширмой свои гнусные и мерзкие делишки.
То, что твориться в Чечне, это уже не просто убийства и насилие (если слово «просто» применимо здесь) это планомерный фашистский геноцид! И самое страшное, что это стало нормой в российском обществе, бесстыдно диктуемой сверху до низу всей «вертикалью власти».

Слабовикам не только не интересно эту «войну» заканчивать, а очень выгодно её продолжать, именно по этому с усердием создают все условия для появления ненависти чеченцев к русским при помощи армии карателей и стряпания вот таких вот липовых дел, и у русских к чеченцам (да и вообще ко всем национальностям в той или иной мере) при помощи наработанной советской практики промывания мозгов. И не понимают этого люди, что они сами заложники системы, цена жизни которых НУЛЬ!

Жить рядом с таким государством просто страшно (я живу в р. Молдова, здесь тоже не всё гладко, но всё же не идёт ни в какое сравнение с российскими реалиями), страшно, что завтра в какой-нибудь деревянной генеральской башке, появится план восстановления СССР и начнётся постепенная оккупация бывших республик под предлогом той же треклятой «войны с терроризмом». Кто тогда заступится? Кому нужен суверенитет, кроме самих суверенных республик?

Нельзя игнорировать те события что происходят в других странах, особенно у таких соседей как Россия. Мы все (страны СНГ) участники процессов инициируемые её в той или иной степени. Нельзя, хотя бы потому, что нет гарантии, что сегодня Чечня, а завтра всё успокоится.
И каждому россиянину, надо понять, что сегодня сфабриковали и осудили по указке простого чеченского парня, а завтра любого другого. Потому как это происходит всегда по накатанной, по проторенной давным-давно расстрельными тройками дорожке...
tapirr
30 мар, 2007 12:23 (UTC)
Да, я согласен в вашей диагностике.

Всё так и есть, к сожалению.

(Разве что в СНГ они не сунутся, но уж в РФ-то творить могут, что хотят)

:(

Спасибо
(Анонимно)
4 апр, 2007 08:58 (UTC)
Ещё как сунуться! То, что «они» творят в России, Чечне, Ингушетии, Дагестане, Грузии могло быть реализовано и в Украине и Молдавии. Вспомните преднестровский конфликт. Он до сих пор не исчерпан. В Преднестровье недавно осуществлялись провокации (например взрывы общественного транспорта) после которых сепаратисты объявляли о «происках Кишинёва». http://lenta.ru/news/2006/08/15/tiraspol/
http://www.zatulin.ru/institute/sbornik/037/10.shtml
На празднике независимости в ПМР правительство ведёт агитацию за присоединение к России в присутствии некоторых российских политиков. Так что же это за «независимость»?
Примечательно, что оружейные заводы работают и официально заявляется президентом ПМР о том, сто республика может существовать без каких-либо вливаний из вне. На какие такие доходы? От проволоки и т.п. которую производят на оружейных заводах по конверсии? Молдавия одна из самых бедных стран Европы, но в ПМР условий вообще нет. Так на что они живут? На контрабанде оружием.
Хорошо, что война между левым и правым берегом Днестра прошла довольно быстро, хотя тоже много людей пострадали. Но при другом развитии событий (о котором говорил генерал Лебедь) если нужно за несколько часов российская армия дошла бы до Бухареста. И что бы случилось? Да тоже что сейчас творится в Чечне, если бы Молдавия не находилась в пределах прямых интересов НАТО и Евросоюза (да СЛАВА БОГУ нефти нет!).

А учитывая внутреннею политику России (проследить даже за последней акцией «связной президента») направленную на реставрацию СССР и создания образа врага «на западе», то я бы не был так уверен в том, что «не сунутся», они уже сунулись…

Громозека
leofonorow
9 окт, 2008 16:23 (UTC)
Сорок лет спустя, в разоренной России, которая производит где-то около двух процентов мировой продукции, все это звучит фантастически.
( 12 комментариев — сказать )

Latest Month

Июнь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by phuck