и.tapirr tапириани ([info]tapirr) wrote,
@ 2007-11-26 15:21:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:shostakovich

Шостакович о Чехове и о страхе смерти

Дм.Дм.Шостакович. Воспоминания



Об этих воспоминаниях: Публикуемый текст был предоставлен публикатору - И.Блинову - одним из профессоров Нижегородской консерватории. К нему, в свою очередь, текст попал в еще в семидесятые годы, на одну ночь. Это были фотокопии тех самых листов с подписью - "Читал. Д.Шостакович". Эту ночь вся семья переписывала "Свидетельство" от руки и начитывала на пленку. Что успели - то осталось. Следовательно, это не обратный перевод, а оригинал. Публикатор расшифровывал материалы с этих лент и рукописных тетрадей, от и до - все что было.

Предыдущие части:

1. О Сталине и как он выбирал гимн

2. О Юдиной: "Тогда Юдина написала Сталину письмо..."

3. Национальное искусство - в кавычках и без

4. Чехов.



Чехов. Я ощущаю написанное Чеховым как свое. Чехов сказал, что надо писать просто: о том, как Петр Семёнович женился на Марье Ивановне. Вот и всё. Еще Чехов говорил, что Россия - страна жадных и ленивых людей, которые ужасно много едят, пьют, любят спать днем и во сне храпят. Женятся в России для порядка в доме. А любовниц заводят для престижа в обществе. Психология у русских людей - собачья. Их бьют - они скулят. Чешут за ухом - ложатся на спинку. Чехов не любил разговоров на высокие темы. От них его тошнило. Один пришел жаловаться: "Рефлексия заела!" А Чехов ему: "А вы поменьше водки пейте".

Мне Зощенко про свою рефлексию все излагал, когда мы у Замятина встречались. Делился планами, как ее преодолеть. А я ему:

"А вы поменьше водки пейте".

И еще меня пытался вылечить. Говорил: "Что это Вы такой мрачный? Давайте я Вам все объясню. Вам сразу легче станет". На что я ему довольно грубо отвечал: "Пойдемте-ка лучше в покер играть". Я ведь на самом деле внутренне здоровый человек. С таким, знаете, здоровым скепсисом.

Зощенко

Зощенко чем-то похож был на Чехова. Он был и сапожником и милиционером. Это в его честь я написал "Марш советской милиции". Но одной профессии ему не хватало - врача. Чехов, поскольку был врачом, медицину презирал. "Правила есть, а науки нет". А у Зощенко было, напротив, большое почтение к медицине. И зря. Доктора убеждены, что все болезни - простудного происхождения. Это тоже Чехов сказал. Чехов был чужд лицемерия. Писал про себя и что он по части девок специалист, и напиться-то он пытался. Но ничего не вышло. Чехов мог один выпить бутылку шампанского, а потом еще коньяку. И не опьянеть.

Я читаю Чехова жадно. Однажды наткнулся на рассуждение Чехова о том, что русский человек настоящей жизнью живет только до 30 лет. В юности мы спешим. Все впереди. Торопимся, на все накидываемся. Наполняем душу всем, что под руку попадет. А после 30 - в душе какой-то серый хлам. Как это удивительно точно сказано. И о конце Чехов думал здраво. Жизнь после смерти - чепуха, суеверия. "Как я при жизни был одиноким, так и буду лежать в могиле один".

Страх перед смертью - быть может, самое сильное чувство. Ирония в том, что под воздействием страха смерти люди создают стихи, прозу и музыку. То есть стараются услышать связи с живущими. Я уговаривал себя, что бояться смерти не надо. Но такие размышления казались мне наивными. Как же ее не бояться. Считается, что смерть - не тема для искусства. Писать о смерти - все равно, что высморкаться в рукав в обществе. Оттого появляется название "Оптимистическая трагедия". Хотя это вздор. Трагедия есть трагедия. И оптимизм здесь ни при чем. Мне казалось, что в размышлении о смерти я не одинок. Других людей эта тема тоже волнует. Несмотря на то, что живут они в социалистическом обществе. Где даже к трагедиям присобачивают эпитет "оптимистическая".

Я написал ряд сочинений, в которых отразил мое понимание этого вопроса. Сочинения вышли не очень-то оптимистические. Среди них важнейшее - 14-я симфония. У меня кажется, работа над ней сыграла положительную роль. И я стал меньше бояться смерти. В конце концов, это закон природы. Надо приучать себя к мысли о смерти. Я полагаю, что если бы люди раньше начинали думать о смерти, они бы делали меньше глупостей. Именно на 14-ю симфонию я выдержал более всего нападок. Макбет, 8-я симфония - это критика с другой стороны. А тут меня критиковали люди, которые претендовали на то, что они друзья мои. Они вычитали там такую идею: "Всесильна смерть". Они хотели, чтоб финал был утешающим. Смерть, дескать - это только начало. А это самый настоящий конец. Ничего дальше не будет.

У композиторов иногда не хватает смелости смотреть правде в глаза. "Пиковая дама"- Герман умирает. А потом идет музыка, о которой старый циник Асафьев выразился: "Образ любящей Лизы реет над трупом". А трупу уже все равно, чей образ над ним реет. Чайковский поддался утешительному соблазну. И над твоим трупом будет что-нибудь реять. Образ Лизы или там знамена. Точно так же "Отелло" Верди. Р.Штраус - "Смерть и просветление". Даже Мусоргский, на что уж правдивый человек, а в "Борисе", после его смерти - такой мажор, что дальше некуда. Понимать смерть - это не значит преклоняться перед ней. У Мусоргского в цикле смерть выглядит отвратительно. Против смерти протестовать глупо, но можно и нужно противостоять против насильственной смерти.



Я в 14-й симфонии не против смерти протестую, а против тех палачей, которые казнят людей. Стихотворение Аполлинера. "Ответ казаков турецкому султану". На картину Репина моя музыка мало похожа. Если бы у меня был талант Аполлинера, я с такими стихами обратился бы к Сталину. Другое стихотворение - "В тюрьме Санте".

Тюремные камеры - страшные норы. Люди ждут. Можно с ума сойти от страха. Многие не выдерживают напряжения. Я знаю об этом. Ожидание казни - одна из тем, которые меня мучили всю жизнь. Многие страницы моей музыки про это. Талантливый исполнитель должен это почувствовать.



(Post a new comment)


[info]anglus
2007-11-26 01:26 pm UTC (link)
Они вычитали там такую идею: "Всесильна смерть".

странно. у ДД в 14-й там "Всевластна" (пусть это по смыслу одно и то же, но эту симфонию я знаю наизусть):

Всевластна смерть. Она на страже и в счастья час. В миг высшей жизни она в нас страждет, ждет нас и жаждет, и плачет в нас.

(Reply to this)(Thread)


[info]tapirr
2007-11-26 01:29 pm UTC (link)
Всё логично.

Шостакович ведь не цитирует. Он говорит, какую идею вынесли друзья.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]anglus
2007-11-26 02:56 pm UTC (link)
да, спасибо огромное за публикуацию.

(Reply to this)(Parent)


[info]j_a_s_s_s
2007-11-26 01:33 pm UTC (link)
Вообще очень благодарен автору за такие посты. Читаю с большим интересом.

(Reply to this)(Thread)


[info]tapirr
2007-11-26 02:45 pm UTC (link)
спасибо Дм.Дм. и тем, кто сохранил

(Reply to this)(Parent)


[info]la_tisana
2007-11-27 11:48 am UTC (link)
+1

(Reply to this)(Parent)


[info]ljubush
2007-11-26 04:46 pm UTC (link)
И я читаю с удовольствием, спасибо.

(Reply to this)(Thread)


[info]tapirr
2007-11-26 05:17 pm UTC (link)
спасибо вам

(Reply to this)(Parent)


[info]vazabi
2007-11-26 08:18 pm UTC (link)
Господи, как прав Чехов, как же он прав...(до слез).

(Reply to this)(Thread)


[info]tapirr
2007-11-26 08:19 pm UTC (link)
В чём именно?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]vazabi
2007-11-26 08:25 pm UTC (link)
В том, что "после 30 лет..."

(Reply to this)(Parent)


(Anonymous)
2007-11-28 09:21 am UTC (link)
ага поплачь, деточка. С придыханием. "вы звери, господа!". А ты-нежная и воздушная. Уверен, ты даже в сортир не ходишь. Как ты можешь жить в такой богом проклятой стране???? Уезжай! На историческую родину-в страну эльфов!

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]vazabi
2007-11-28 08:04 pm UTC (link)
Да, я Вера Холодная, вы угадали :)

(Reply to this)(Parent)


[info]falling_towers
2007-11-27 07:20 am UTC (link)
Spasibo

(Reply to this)


[info]fi_nik
2007-11-27 04:44 pm UTC (link)
Большое спасибо!
Чехов.
Шостакович.
Просто глоток свежего воздуха.

(Reply to this)(Thread)

будданах
(Anonymous)
2007-11-28 09:23 am UTC (link)
в эту компагнию не хватает сахарова солженицена и тебя родимого. Хоть бы Чехова прочитал кто, прежде чем думать, что понимают, о чем он писал.

(Reply to this)(Parent)

будданах
(Anonymous)
2007-11-28 08:11 am UTC (link)
"Россия - страна жадных и ленивых людей, которые ужасно много едят, пьют, любят спать днем и во сне храпят. Женятся в России для порядка в доме. А любовниц заводят для престижа в обществе. Психология у русских людей - собачья. Их бьют - они скулят."
Ништяк задвинул! Еврей наверно.
"Я ведь на самом деле внутренне здоровый человек."
говна кусок на самом деле.

(Reply to this)(Thread)

Re: будданах
(Anonymous)
2007-11-28 06:33 pm UTC (link)
Мда...
Кто о Чехове, Шостаковиче,
а кто-то всю жизнь думает 1 (одну) мысль, читает 1 (одну) книгу и пишет 1 (одну) фразу везде.
Tapirr'у респект, снмаю шляпу (хотя и не ношу, но тем более).

В юности, в 1963 году, встретился один раз с Дмитрием Дмитриевичем, хотя я и не музыкант. Было очень небольшое, довольно случайное общество. Мне было 18 лет, и был я глуп, и страшно не образован в музыке, но как-то чудом понял, что это человек необычайный. И страшно несчастный.
Видел я его всего-то минут тридцать, не сказал ни слова, но этих 30 минут оказалось достаточно, что бы вскорости слушать его музыку с той болью, которую он хотел передать. Во всяком случае мне так кажется...
Еще раз: СПАСИБО, Tapirr!!!

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: будданах
[info]tapirr
2007-11-29 11:00 am UTC (link)
Спасибо большое

И за мемуар, и за добрые слова!

(Reply to this)(Parent)

Re: будданах
(Anonymous)
2007-11-29 10:43 pm UTC (link)
кто-то одну мысль думает, а кто-то вон одной встречей живет 40 лет... и мысль одна явно оттуда же, из шестидесятых-как все говено в этой стране, нет?

(Reply to this)(Parent)


[info]emmanuelle_cunt
2007-11-28 09:05 pm UTC (link)
Спасибо

(Reply to this)(Thread)


(Anonymous)
2007-11-30 10:45 am UTC (link)
Спасибо Вам!

tapirr

(Reply to this)(Parent)

вопрос
[info]kasimasii
2007-12-06 03:36 am UTC (link)
скажите, это локальные глюки моего компьютера, новая политика ЖЖ или что-то сбито в Ваших настройках? дело в том, что вместо фотографий в этом посте (кроме самой верхней) теперь появляется сообщение "фото недоступно" ((

Вы-то сами их видите?

(Reply to this)(Thread)

Re: вопрос
[info]tapirr
2007-12-06 09:39 am UTC (link)
Сейчас не вижу. Спасибо! Буду разбираться.

(Reply to this)(Parent)



Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…